Что день грядущий нам готовит

После вступления в силу с 12 января текущего года новых ставок экспортных пошлин на новые и подержанные иномарки для многих россиян их покупка стала несбыточной мечтой. В результате количество оформляемых таможенными органами Северо-Западного региона автомобилей резко упало, а с границы практически ушли автовозы. Ранее их доля составляла почти четверть от всех грузовых транспортных средств, осуществляющих перевозки через международные автомобильные пункты пропуска (МАПП) в зоне ответственности Выборгской таможни

Нередко они выстраивались в многокилометровые очереди, создавая вкупе с большегрузными фурами пробки на транспортных магистралях, ведущих с обеих сторон к границе. Сейчас в сутки через нее проходит буквально несколько автовозов. В связи с изменением ситуации наступление тяжелых времен прогнозируют и продавцы иномарок. Хотя по сравнению с прошлым январем в салонах их пока покупают примерно столько же, эксперты объясняют это тем, что рубль падает, а на руках у многих россиян остались достаточно крупные суммы - от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Квартиру на них не купишь, вот народ и вкладывает накопления в машины. Анализ ситуации показывает, что это продлится еще максимум месяц, а потом будет резкое снижение продаж, возможно раза в два.

В Калининградской областной таможне уже сообщили, что сейчас ввоза из-за границы в регион подержанных иномарок фактически нет. От падения внешнеторгового товарооборота несут потери и таможенники: у них резко упали показатели по сбору таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета. Отразилось происходящее и на показателях Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) - далее СЗАТП (с), который оформляет большую часть поступающих в страну через регион внешнеторговых подакцизных товаров, в том числе и транспортных средств. О возникшей ситуации, об итогах прошлого года и текущих задачах рассказал заместитель начальника Центральной акцизной таможни (ЦАТ) - начальник поста подполковник таможенной службы Владимир ЛАСКАРЕВ.

- Владимир Алексеевич, всех захлестнул небывалый экономический кризис, который привел к резкому спаду объемов реализации товаров, прежде всего импортных легковых автомобилей. В этой связи возникает вопрос: каким образом он отражается на основных показателях деятельности поста?

- По итогам 2008 года мы получили не совсем тот результат, на который рассчитывали. Особенно по объемам перечислений таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета. С формальной точки зрения все выглядит нормально: плановое задание по данному показателю выполнено на 100,44%. Это означает, что в 2008 году мы пополнили государственную казну на 183 млрд 615,85 млн рублей. В целом по году месячное плановое задание в среднем выполнялось на 107%.

- Что вас не устраивает в этой ситуации?

- Итоги четвертого квартала, которые фактически свели на нет наши усилия за предыдущий период. Для лучшего понимания ситуации приведу ряд цифр. Так, с января по сентябрь 2008 года пост неизменно перевыполнял план по таможенным платежам, например в январе он был превышен более чем на 50%. Теперь посмотрим, что мы имели в четвертом квартале: в октябре от установленного объема было перечислено 76,93%, в ноябре - 61,22%, а в декабре - 72,53%.

В итоге годовое задание, определенное нам в размере 182 млрд 811,22 млн рублей, было выполнено лишь за счет того, что в предыдущие месяцы собирали значительно больше таможенных платежей. Вот конкретный пример того, как кризис отразился на нашей деятельности. Здесь еще нужно помнить и о ежегодно увеличивающихся ставках акцизов, прежде всего на табак и алкогольную продукцию. Они поступательно растут в соответствии с решениями правительства. Еще не до конца ясно, как в итоге на экономических показателях нашей работы отразится недавнее вступление в силу измененных размеров экспортных пошлин на новые и бывшие в употреблении автомобили иностранного производства, которые ввозят юридические и физические лица.

- В таком случае как вы оцениваете перспективы этого года?

- Говорить о каких-либо конкретных показателях не буду, с полной ответственностью скажу лишь, что в зоне деятельности поста, в которую входит весь Северо-Западный федеральный округ и Санкт-Петербург, в ближайшее время точно не будет тех объемов внешнеторгового оборота, что мы имели в 2008 году. При этом по некоторым позициям объемы оформления упали в 2-3 раза. Как результат за январь мы выполнили контрольный показатель на 85,61%, не на много лучше складываются дела и в феврале. Поэтому плановое задание, которое в окончательном виде еще не установлено, верстается с поправкой на происходящее снижение товарооборота в зоне нашей ответственности. Соответственно, и контрольные показатели будут уменьшены. Это объективная ситуация. На нашем посту зарегистрированы и проводят таможенное оформление 2139 участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Из них около 40 являются крупными налогоплательщиками, среди них "Ниссан Мотор Рус", "Тойота Мотор", "Форд Мотор Компани", "Хендэ Мотор СНГ". Пока они тоже не могут определиться со своим ближайшим товарооборотом. Планировать деятельность на основе прогнозов - бесперспективное дело.

- Еще один вопрос относительно импортных автомобилей: что происходило с их ввозом в преддверии вступления в силу с 12 января сего года новых таможенных пошлин на иномарки?

- В прошлом году после выполнения задания по сбору таможенных платежей подготовка к вводу в действие новых пошлин являлась для нас второй по значимости задачей. В этом плане нами при поддержке и методической помощи со стороны руководства ЦАТ во главе с ее начальником Вячеславом Борисовичем Козиницким была проделана большая работа. Активно участвовали в ней и специалисты Северо-Западного таможенного управления, особенно сотрудники Службы собственной безопасности. Необходимо было сделать все возможное, чтобы не допустить на рынке ажиотаж, избежать конфликтных ситуаций. В целом нам этого удалось добиться. Не буду раскрывать, как и какими способами, но желаемый результат был получен. В наш адрес не поступило жалоб ни от юридических лиц, осуществляющих импорт автомобилей, ни от физических лиц. Особенно напряженными были последние месяцы прошлого года и первые дни наступившего. Мы продлили время работы подразделений, осуществляющих таможенную очистку транспортных средств, до 22 часов. Кроме того, четыре дня новогодних каникул у наших сотрудников были рабочими.

- Отмечался ли в декабре всплеск объемов ввоза иномарок, как это происходило в ряде регионов страны?

- Смотря с чем сравнивать. Если соотносить с октябрем-ноябрем, когда нас настиг кризис, всплеск был, а если сопоставлять с летними показателями, в этот период товарооборот неуклонно рос, - его не было. В результате предварительно заявленные участниками ВЭД на январь планы не совпали с реальностью на 50-70%. Уже ясно, что в первом полугодии объемов 2008 года у нас не будет. В лучшем случае удастся выйти на уровень в 70%. Думаю, что в ближайшее время сокращение товарооборота по ряду позиций продолжится. Кризис плюс новые пошлины уже сделали свое неблагодарное дело. Как известно, ставки на некоторые виды автотранспортных средств увеличились до 40%. Наиболее сильно пошлины сказались на автомобилях старше 5 лет. Начавшие действовать в отношении их ставки вышли фактически на запретительный уровень. В ряде случаев размер пошлины доходит до 75% от стоимости иномарки с таким возрастом.

- В последнее время много говорится о предложенной ФТС России концепции развития таможенной службы, одной из главных особенностей которой является перенос таможенного оформления в приграничные регионы. Как вы предполагаете, каким образом это может отразиться на деятельности поста?

- Как минимум в ближайшее время нам предстоит переезд. Могу точно сказать, что вскоре управление СЗАТП (с) и ОТОиТК № 2, которые базируются по адресу: Богатырский проспект, дом 18, съедут на один из терминалов, расположенных за городской чертой Санкт-Петербурга. К этому нас обязывает и реализуемая местными властями программа по выводу большегрузного транспорта с улиц мегаполиса. Пока не могу сообщить место нашего будущего расположения, оно еще уточняется.

- На сегодня СЗАТП (с) практически единственный в регионе внутренний таможенный орган, который имеет свое подразделение в непосредственной близости от границы. Речь идет об ОТОиТК № 5, который располагается буквально в нескольких сотнях метров от МАПП Торфяновка Выборгской таможни на российско-финляндском участке границы. Как обстоят дела на нем?

- Во время недавнего визита на МАПП Торфяновка руководитель ФТС России Андрей Юрьевич Бельянинов посетил отдел, ознакомился с его работой. Замечаний по ней не было. Со своей стороны мы сделали все необходимое, чтобы он действовал в полном объеме. Его штатную численность увеличили до 10 человек. Однако из-за географической удаленности имеются определенные трудности в вопросе его укомплектования личным составом. Если же говорить о собственно работе отдела, то по объемам оформления товаров она меня не устраивает. Так, в прошлом году он перечислил меньше всего таможенных платежей - 985,88 млн рублей. Причины такого положения дел, на мой взгляд, кроются в организации деятельности СВХ "Восход", на территории которого находится ОТОиТК № 5. Однако мы не собираемся вмешиваться в деятельность данной компании. Свои проблемы она должна решать сама.

- Какие изменения в работе поста должны произойти в текущем году?

- В наших планах создание отдела таможенного оформления и таможенного контроля в порту Усть-Луга. Он будет осуществлять таможенные процедуры в отношении новых иномарок, прибывающих паромами. Решение по этому вопросу практически принято. Как известно, в конце прошлого года морской многосторонний грузовой пункт пропуска через государственную границу в Морском торговом порту Усть-Луга признан соответствующим требованиям, необходимым для организации здесь пограничного, таможенного и иных видов контроля. Наличие постоянно действующего пункта пропуска позволит порту активно вести внешнеэкономическую деятельность, в том числе и по перевалке импортных транспортных средств. Также вскоре для таможенного оформления и контроля подакцизных товаров, поступающих в Калининградскую область, здесь появится новый таможенный орган - подразделение ЦАТ. Этот вопрос должен быть решен в первом полугодии. Однако пока не известно, кому оно будет подчиняться: войдет в состав нашего поста или станет напрямую замыкаться на Москву. Пока компетенцией по осуществлению таможенных процедур в отношении перемещаемых через регион подакцизных товаров обладает Калининградская областная таможня. После появления специализированного подразделения эти функции перейдут к нему.

С сожалением сообщу еще об одном новшестве: вскоре у нас изменится численность сотрудников. В соответствии с приказом ФТС России от 09.12.2008 № 1687 "О штатных мероприятиях в ЦАТ" она уменьшится на 12 единиц. Мы лишаемся правоохранительного блока. Работающие в нем люди подлежат сокращению и передаются в распоряжение начальника Северо-Западной оперативной таможни. Данный приказ вступает в силу с 3 марта. В то же время личный состав поста пополнили недавние выпускники Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. Они уже благополучно сдали квалификационные экзамены, это позволяет им приступить к исполнению своих функциональных обязанностей в полном объеме. Что еще нам в итоге принесет нынешний год? Поживем - увидим.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Что день грядущий нам готовит - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;