Импорт стал гражданским делом

Владельцы брендов, лишившись поддержки таможенников после дела о битом Porsche, будут сами судиться с независимыми поставщиками. Компания Kayaba требует с импортера 500 000 руб. за ввоз восьми амортизаторов общей стоимостью 11 000 руб.

Московский арбитражный суд 18 марта рассмотрит иск японской Kayaba Industry к продавцу комплектующих — компании "Автологистика", попытавшейся в октябре 2008 г. ввезти через Домодедовскую таможню восемь амортизаторов, маркированных знаками Kyb и Kayaba. Kayaba требует от "Автологистики" компенсации в 500 000 руб. Стоимость запчастей, приобретенных за границей у официального дистрибутора Kayaba, не превышает 11 000 руб., говорит гендиректор "Автологистики" Михаил Кулябин.

Kayaba активно борется с независимыми импортерами. За несколько лет она сократила долю параллельного импорта в общем объеме продаж своей продукции в России с 40% до 5%, рассказывает Роман Скворцов, гендиректор "Блок трейдинга", официального дистрибутора комплектующих для японских автомобилей. "Защита брендов компаниями Kayaba, Toyota, Subaru и другими производителями вынудила многих мелких поставщиков уйти с рынка. Для них конфискация пары контейнеров с запчастями означала банкротство", — объясняет Скворцов.

Kayaba Industry впервые приходится самостоятельно защищать свои права в суде, отмечает заместитель начальника юридического отдела фирмы "Городисский и партнеры" Евгений Александров, представляющий интересы японской компании. Раньше в подобных случаях разбирательство инициировали таможенники. Обнаружив партию брендированного товара, таможня запрашивала владельцев знака о наличии у импортера разрешения на его использование. Если разрешения не было, таможенники возбуждали дело об административном нарушении по ст. 14.10 КоАП (незаконное использование товарных знаков; карается конфискацией товара и штрафом до 40 000 руб.) и передавали иск в арбитраж.

Но недавно отработанная схема дала сбой. В феврале 2009 г. президиум Высшего арбитражного суда рассмотрел заявление компании "Генезис", считавшей, что в 2008 г. у нее был неправомерно конфискован по заявлению Выборгской таможни битый Porsche Cayenne S, ввезенный без разрешения "Порше руссланд". Президиум постановил, что по ст. 14.10 КоАП заявителя наказывать нельзя. Спорный Porsche — оригинальный товар, поэтому такое использование товарного знака не является правонарушением.

Суды будут учитывать позицию президиума ВАС, поэтому правообладатели вынуждены менять стратегию защиты, переходя с административного делопроизводства на гражданское, говорит партнер "Городисский и партнеры" Николай Богданов. В иске Kayaba нет упоминаний о ст. 14.10 КоАП: юристы компании ссылаются на положения Гражданского кодекса об исключительных правах владельцев товарных знаков.

Гражданское делопроизводство позволит строже наказать нарушителя: истцы могут требовать компенсации до 5 млн руб., тогда как по административным делам штраф не превышал 40 000 руб. Кроме того, в гражданском иске владелец бренда может требовать полностью запретить импортеру ввоз и продажу товаров под своим знаком — это требование содержится в иске Kayaba к "Автологистике". С другой стороны, защита брендов будет обходиться компаниям намного дороже. "При административном производстве расходы компаний были минимальны. Таможенники сами подавали иски", — объясняет партнер Baker & McKenzie Евгений Ариевич. При гражданском производстве компаниям придется самим нести судебные расходы, а ведь гражданское производство длится дольше административного, добавляет Ариевич. Кроме того, к искам таможни суды относились лояльнее, а в корпоративном споре шансы у сторон будут равны, делится мнением другой юрист.

Исков к импортерам станет меньше, полагает Ариевич. Компаниям в условиях кризиса будет невыгодно судиться с мелкими предпринимателями за каждый ввезенный флакон шампуня или партию подержанных шин, объясняет он.

Из-за потери владельцами брендов административного ресурса до 50% поставок автокомплектующих в Россию могут стать неофициальными, уверен Скворцов из "Блок трейдинга". Оригинальные запчасти, ввезенные из Европы, Японии или Сингапура в обход официальных дистрибуторов, иногда на 40% дешевле, чем ввезенные правообладателем. По данным "Автостата", в 2008 г. вторичный рынок автокомпонентов вырос на $4 млрд до $35 млрд. Из них $19,8 млрд приходится на запчасти к отечественным автомобилям и $15,5 млрд — на комплектующие для иномарок.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

R

RUSSI 10.03.2009

ДАЙТЕ ЛЮДЯМ РАБОТАТЬ И КОРМИТЬ СВОИ СЕМЬИ

EVF 10.03.2009

а помимо работы для поставщиков, дайте народу нормальные цены , а не задранные "правообладателем" до непомерных высот.
а уж если прикроют парралельный импорт, так и вообще цены взлетят до такой степени, что придется вспоминать что колодки на авто можно переклепывать
П

простоо 10.03.2009

так коли АВТОЛОГИСТИКА имеет прямой контракт с производителем (а его мнение уже намного выше нежели представительства где-бы то ни было!!!), то производитель вправе решать -кому и как продавать запасные части! Хочет втридорога-продает, только покупатель будет думать: брать или нге брать, а хочет: хоть за дарма отдаст. Какое дело представительству КОЯБА в Москве до этого?! Или оно хочет пересмотреть договорные отношения головного офиса и АВТОЛОГИСТИКИ?!Как то не сровсем логично порлучается, не кажется, господа (из московского офиса КАЯБА)?! коли головной офис не штырит-кому и сколько продавать да по какой цене, какова х..а Вы лезете к АВТОЛОГИСТИКЕ?!
я даже не вижу основания для иска, хоть и не юрист, наверняка, бред какой-нибудь вменять будут....

Иванов2008 10.03.2009

Сам иск бы почитать. Иск в студию!
СЖ

сельский житель 10.03.2009

На лицо оголтелый монополизьм. Хотел уцаить себе Каябу, теперь не буду. Из прынципа!!!

winik 10.03.2009

Мочите монополистов !
Ибо нефиг
В7

владивосток 79 11.03.2009

наврное юристам скучно зарплаты упали а кушать хочется впарили дезу япошкам мы мол тут ваши интересы отстаиваем, а ведь запчасти были куплены официально в японии у самой каябы, короче кто то кого то обманывает :-)

Иванов2008 11.03.2009

Может, тогда написать письмо в саму японскую каябу (сделать перевод грамотный на японский)? Типа: Уважаемый Президент Каяба-сан, Купили на вашем заводе партию товара, а у нас ваши русские ее отбирают, просим запретить вашим русским представителям такую практику рэкета влекущую снижение уровня продаж вашего товар и как следствие бьющее по вашему карману.
АЦ

Алексей Цхинвал 11.03.2009

Полностью поддерживаю "Автологистку" как коллегу по цеху (импорт) по Домодедовскому посту. Привет Вам от Юго-Осетинских импортеров! Мы с Вами!
С

сирота 11.03.2009

каяба-амортики супер,возили и будем возить-а как -наше дало плевать мы хотели на все препоны
Импорт стал гражданским делом - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;