Безбумажная система

Федеральная таможенная служба России (ФТС) запустила обновленную версию единой информационной платформы, объединяющей стивидоров, морских перевозчиков и контролирующие органы, - портал «Морской порт». Начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Жуков рассказал об электронном взаимодействии бизнеса с государственными структурами, сокращении бумажных документов, новом портале, его значении для всех участников грузовых перевозок в морских портах, а также перспективах развития

- Дмитрий Борисович, в рейтинге Doing Business учитывается количество документов для международной торговли. Сократилось ли количество документов, необходимых для растаможки товаров?

- Мы целенаправленно, на плановой основе, вносим в таможенное законодательство нормы по переводу взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) исключительно в электронную форму. При этом учитываем аргументы бизнеса, совместно решаем первостепенные задачи.

Одним из результатов этой работы стала отмена необходимости представления многих документов в бумажной форме. Благодаря внедрению информационных технологий уже не нужно представлять контракт и документы, подтверждающие полномочия лица, подающего декларацию в электронной форме, не нужно подтверждать уплату таможенных платежей. Таможня не требует транспортные перевозочные документы для вывозимых товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами, а также документы, подтверждающие соответствие требованиям технических регламентов, соблюдение запретов и ограничений.

Такая работа проводится, в том числе в целях повышения позиции России в рейтинге Всемирного банка «Doing business» по показателю «международная торговля».

- В 2015 году ФТС России также проводила эксперимент по электронному декларированию транзитных товаров. Удалось ли сократить число бумажных документов?

- В целом, электронное декларирование транзита позволит обеспечить однократное представление участником ВЭД документов, необходимых для совершения таможенных операций, а также использование представленных документов на всех этапах таможенного оформления.

Чтобы отменить использование бумажных документов, ФТС России выпустила порядка 20 приказов, которые прошли регистрацию в министерстве юстиции России. Благодаря межведомственному электронному взаимодействию таможня и федеральные органы исполнительной власти разработали полсотни технологических карт, позволивших упростить работу бизнеса. В частности, теперь декларанту не нужно предоставлять в таможенные органы те документы, которые уже есть в электронном виде. Достаточно указать их реквизиты в соответствующей графе декларации на товары.

Кроме того, ФТС России совместно с бизнесом определила сферы деятельности, где нужно сокращать количество бумаг в первую очередь. А именно – необходимо повышение грузооборота в морских портах и содействие развитию свободных экономических зон.

- По мнению бизнеса, ситуация с сокращением бумаг в портах далека от идеальной. Участники ВЭД жалуются, что бумажный носитель не просто по-прежнему необходим, но и в ряде случаев приходится вручную вносить информацию для подачи на портал, или невозможно внести изменения. Что ФТС России предпринимает для решения подобных вопросов?

- Неоднократное предоставление документов, в том числе на бумажных носителях, объясняется тем, что контрольные операции в морских портах совершают не только таможенники, но и должностные лица других государственных контролирующих органов и администрации морских портов.

Для решения этой задачи ФТС России создала единое информационное пространство для обеспечения взаимодействия всех участников обработки грузов (товаров) в морских портах - портал «Морской порт». Он основан на принципах и механизмах «единого окна», а также общепринятого международного опыта и практики.

Единая информационная платформа объединяет стивидоров, морских перевозчиков и контролирующие органы. Подключиться к порталу может любой участник, имеющий доступ в Интернет, пройдя регистрацию в «личном кабинете». С помощью портала можно представить в электронном виде предварительную информацию о прибывающих товарах и водных судах, которая анализируется одновременно должностными лицами таможни и иных контролирующих органов. Такое решение позволяет заблаговременно, до прихода судна в порт, спланировать проведение необходимых контрольных мероприятий, а также ускорить движение грузов и оптимизировать загрузку железнодорожных составов.

Первая версия портала в виде макета- прототипа работает с февраля 2014 года в пяти крупнейших морских портах России - Дальневосточном, Северо-Западном и Южном округах (Владивосток, Находка (Восточный), Усть-Луга, Калининград и Новороссийск). В течение этого времени в системе зарегистрировано около 9 тыс. судозаходов.

В настоящий момент мы находимся на следующей стадии - внедрение новой версии портала, в которой учтены предложения, поступившие от участников тестирования прототипа. Мы расширяем область его внедрения на три крымских порта - Керчь, Евпатория и Феодосия.

Таким образом, на смену прототипу приходит его полная версия, обладающая расширенными возможностями и новым функционалом.

- Почему в эксперименте не участвуют крупные порты, например, порт Санкт-Петербурга?

- Порт Санкт-Петербурга обладает разноплановой инфраструктурой, а мы осторожно относимся к экспериментам в пунктах пропуска с серьезной нагрузкой. Например, в Новороссийском порту, тоже крупном, участвует только один пост – Юго-восточный. Мы выбирали для эксперимента посты, где есть интересные особенности, чтобы отработать различные варианты, и в то же время не создать чрезмерную дополнительную нагрузку. В ходе внедрения «обновленной» версии портала планируется поэтапное увеличение количества российских морских портов, где начнет работу система. Например, в первой половине 2016 года планируется расширение пилотной зоны, чтобы внедрить систему в таможенных органах – морских пунктах пропуска. В частности, перечень дополнится морскими портами Дальневосточного региона и многофункциональным морским перегрузочным комплексом «Бронка».

- Каковы функциональные особенности «обновленного» портала?

- Новая версия интегрирована с другими программными средствами таможенных органов, а также с информационными системами Пограничной службы ФСБ России, Россельхознадзором и Роспотребнадзором. Информация, необходимая контролирующим органам, поступает на портал и становится доступной для анализа и принятия решения.

Кроме того, усовершенствован способ представления заинтересованными лицами информации через их личный кабинет.

- Особые экономические зоны считаются одним из инструментов стимулирования деловой и инвестиционной активности в экономике. Сократятся ли административные барьеры на таких территориях в 2016 году?

- В 2015 году появились территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток, которые предусматривают возможность применения на их территориях таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ).

В настоящий момент ФТС России разрабатывает нормативные правовые акты, обеспечивающие применение таможенной процедуры СТЗ на данных территориях, в том числе, определяющие порядок ввоза и вывоза товаров, ведения учета товаров, обустройство и оборудование территорий в целях таможенного контроля. При этом закладываются нормы, позволяющие автоматизировать процессы таможенного администрирования при взаимодействии заинтересованных лиц и таможенного органа.

Уже в 2016 году в пунктах пропуска свободного порта Владивосток при осуществлении таможенного и иных видов контроля начнет работу механизм «единого окна», позволяющий сократить административные барьеры для участников ВЭД.

Такой подход соответствует международному опыту функционирования наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Китай и Сингапур.

Можно сказать, что 2016 год – это год создания наиболее благоприятных условий ведения деятельности участников ВЭД в особых экономических зонах, а также в регионах Дальнего Востока в рамках проекта Свободного порта Владивосток, а также на территориях опережающего социально-экономического развития.

 
< Ранее   Далее >

Комментариев нет

Владимир из Москвы 22.01.2016

Сказки все это.
Портал "Морской порт 2" не упростил для морских перевозчиков ни одной административной процедуры, ни отменил ни одного бумажного документа, а стал дополнительным обременением для подачи исключительно таможенным органам той же самой информации, которую потом таможня требует в форме бумажных документов.
Сказки про новые технологии ФТС умеет хорошо рассказывать, а вот на письмо рабочей группы АСИ от 12.10.2015 с конкретными замечаниями по порталу ответили что=то невразумительное. Через полтора месяца в ответном письме из ФТС содержались комментарии и смешные оправдания лишь по 3 замечаниям из 13-ти. Вот замечания. Секрета в них нет:
1. Применение портала не привело к упрощению административных формальностей. Ввод данных предварительного информирования через средства портала одновременно с необходимостью представления тех же данных в виде бумажных документов является дополнительным обременением для морских перевозчиков.
2. Применение портала не улучшило межведомственное взаимодействие государственных контрольных органов в морском пункте пропуска и с администрацией морского порта. В ходе пилотного проекта администрация морского порта продолжала использовать собственные системы информирования, пограничные органы принимали информацию только на бумажных носителях.
3. При подаче информации в портал морской перевозчик не получал подтверждения о том, что администрация морского порта и оператор терминала имеют доступ к указанной информации.
4. Ответы на введенную информацию - разрешение на выгрузку приходили с большой задержкой: когда судно уже закончило погрузку-выгрузку и ушло из порта.
5. Портал не передает информацию о решении таможенных органов относительно места совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля судна (в месте расположения таможенного органа либо на борту судна).
6. Оператор терминала не получает от таможенных органов решения по контейнерам, подлежащим досмотру.
7. Для оптимизации планирования и организации разгрузки судна и возможности помещения, прибывшего в контейнере товара под таможенную процедуру параллельно с его выгрузкой без помещения на временное хранение на территории морского порта необходимо, чтобы решение таможенного органа о разрешении или запрещении выгрузки товара оформлялось на судовом манифесте и было доступно, как для перевозчика, так и для оператора морского терминала. В портале не реализовано.
8. Предварительную информацию (далее – ПИ) со стороны перевозчика в портал может подавать только один оператор судна. В случае альянсов нескольких контейнерных перевозчиков (использующих одно судно, разделяя слоты на нем, и осуществляя перевозку каждый по своим документам) возникает проблема, поскольку портал не сможет принять от каждого перевозчика свою часть ПИ на конкретное судно, соответственно ПИ будет считаться не заявленной. Альянсов становится все больше, но прототип портала не изменяется.
9. Логика работы портала требует от перевозчика многочасовой работы по ручному вводу информации только через web-интерфейс. В портале не реализованы прием и обработка сообщений электронного обмена данными в международном стандарте ЭДИФАКТ ООН (SMDG, PROTECT), которые получают информационные системы морских перевозчиков и контейнерных терминалов.
10. В портале реализована логика обработки данных о грузах, реализованная в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу (на одном транспортном средстве перевозится одна грузовая единица). Реализация указанной логики не подходит для морского транспорта, где на одном транспортном средстве (пароход) может перевозиться от 300 до 1500 грузовых единиц, принадлежащих разным грузовладельцам. Не принято во внимание переданное 16.06.2015 г. в ГУИТ ФТС предложение компании «ЮНИФИДЕР» по совершенствованию принципов информационного взаимодействия посредством портала следующим образом:
• Морской агент формирует электронный пакет ПИТ2 и отправляет его на таможенный пост. В пакет ПИТ2 должен входить один судовой манифест, вместо множества коносаментов, соответствующих отдельным грузовым единицам.
• После присвоения уникального идентификационного номера предварительной информации (УИНП) перевозчик указывает его в уведомлениях о прибытии (arrival notices), рассылаемых им заинтересованным лицам, подлежащим уведомлению, указанным в графе «Notify» коносамента.
• Грузополучатели используют полученный УИНП при дальнейших взаимодействиях с таможенными органами в целях таможенного декларирования товаров.
11. Логика работы портала предполагает многочасовую работу по сбору, вводу данных, включая ручные операции передачи информации по электронной почте. Морской перевозчик может разослать всем грузополучателям информацию о номере УИНП (ПИТ2), но ему крайне затруднительно собрать все номера УИНП (ПИТ 1) от неограниченного количества грузополучателей. Однако в «Методических рекомендациях по работе с порталом» прописано: «Номер УИНП и номер коносамента на перевозку товаров необходимо выслать на электронную почту представителя перевозчика.» (п.2.2) , а также «для «привязки» УИНП к «ПИТ2» необходимо открыть «Грузовые документы», выбрать и открыть нужный Коносамент и в поле «Уникальный идентификатор исходного документа» ввести код полученный от «Заинтересованного лица». (п.2.4.)» При ориентировочных затратах 2 минуты на внесение УИНП для 600 контейнеров (и соответственно 600 коносаментов) на судне сотрудник перевозчика должен затратить около 20 часов на подготовку и ввод данных одного судна (несколько 8-часовых рабочих дней). При этом транзитное время перехода судна из порта Гамбург в Большой порт Санкт-Петербург составляет 60 часов. Поэтому существующая логика работы портала ставит невыполнимую задачу перед перевозчиком. А предлагаемый способ передачи номера УИНП по электронной почте не удобен в эксплуатации: необходим многократный ручной набор номеров УИНП, представляющих собой алфавитно-цифровой код из более, чем 20 знаков.
12. Прототипа портала размещается не на вычислительных средствах ФТС России, а на условии хостинга по адресу https://seaport.fill-bill.ru. Пользование портала платное (около 10 тыс. руб./месяц), так как доступ к порталу в морских портах осуществляется через коммерческую компанию «СТМ» (https://www.ctm.ru), осуществляющую техническую поддержку портала, и через коммерческий программный продукт FILL-BILL.
13. Портал не защищает от несанкционированного доступа к коммерческой информации. Любой зарегистрировавшийся на портале грузополучатель при выборе своего коносамента видит на портале все судовые документы парохода, на котором прибывает его груз. Коммерческая компания «СТМ», осуществляющая хостинг портала, имеет доступ ко всем судовым документам всех зарегистрированных морских перевозчиков и ко всем коммерческим документам всех грузополучателей.
14. Участие в пилотном проекте по применению портала не является добровольным. По информации «Эконому Интернейшнл Шиппинг Эдженси Лимитэд» в морском порту Новороссийск ввод данных в электронной форме через FILL-BILL является для перевозчика обязательным условием при подаче в таможенный орган пакета бумажных документов о прибытии и убытии судна.

dsv 22.01.2016

Кого обманывает господин Жуков: самого себя, журналиста или это мантра для непосвященных.
Только про платежки и транспортные документы при экспорте - правда.
В остальном - обман с самого начала:
"Благодаря внедрению информационных технологий уже не нужно представлять контракт и документы, подтверждающие полномочия лица, подающего декларацию в электронной форме..."
А на самом деле:
- Приказ ФТС от 26 августа 2015 г. N 1737 действительно вроде как отменяет требование представления контракта то только при ПОДАЧЕ декларации в электронном виде... А во след этому приказу издается письмо-разъяснение 01-11/64267 от 23.12.15 в котором второе лицо в ФТС поясняет, что представлять не надо только при подаче декларации, а после подачи таможенный орган имеет право требовать. Что таможня и делает в 100% "в целях проведения таможенного контроля". И смех и грех. Для галочки, чтобы отчитаться о выполнении пункта дорожной карты, а по факту ничего не поменялось.
- Подтверждение полномочий.
Полная подмена понятий. Приказом ФТС от 5 декабря 2013 г. N 2299 отменена обязанность представлять документа удостоверяющего личность, для подтверждения полномочий лица, подающего таможенную декларацию. Т.е. по- простому, не надо только паспорт предъявлять. А в остально м все без изменений:
Формально Приказ от 2003 года № 1356 на основании которого таможенные органы требовали и до сих пор требуют представление доверенности, приказа о назначении и трудового договора даже не отменен. Считается недействующей на основании Решения Верховного Суда РФ 04.09.2015 N АКПИ15-693 Инструкция. Но в любом случае доверенность формализвать и "приклеить" к ДТ надо обязательно. А приказ и трудовой договор на декларанта могут потребовать легко.

Т.о. на половину одна видимость активной деятельности по совершенствованию таможенного администрирования.
AAA

Andrew, as agent only. 22.01.2016

Не перестает покидать ощущение, что основная цель, которую преследует ФТС запуская данную информационную платформу - сделать отметку в отчете для "рейтинга Doing Business". Практическая сторона вопроса применения данной информационной платформы участниками рынка грузоперевозок (для которых по логике она и должна быть предназначена) разработчиками не учитывается, несмотря на заявляемые на различных площадках критические замечания по функционалу портала. Важно "сдать" продукт в срок (к дате?), а дальше ....
Y

Y1Y 23.01.2016

Создается ощущение, что описанная работа преследует целью показать бурную деятельность по совершенствованию таможенного администрирования.
Например, отмена представления контракта: контракт - это документ, определяющий, помимо прочего, стороны сделки и их полномочия по распоряжению товаром (продавец, покупатель, плательщик, отправитель, получатель товаров и пр.). Таким образом, не имея контракта, весьма затруднительно, а порой и невозможно (например, в рамках лизинга) четко определить полномочия лица в отношении товара и, следовательно, проверить его полномочия выступать в качестве декларанта. А без этого проверить соблюдение условий регистрации ДТ тоже невозможно. Вот и получается: издали приказ об отмене представления контракта, отчитались о выполнении "дорожной карты", а дальше письмом "разъяснили" о необходимости его истребования.
Далее - портал "морской порт".
В свое время для представления предварительной информации на сайте ФТС был создан портал для представления ПИ на все виды транспорта (бесплатный). Однако видимо кто-то посчитал это неправильным и решил за госсчет усовершенствовать коммерческий портал fill-bill, на что не пожалели около 60 миллионов. Для портала, обеспечивающего всего-лишь передачу формализованных документов, это явно дороговато, поэтому решили добавить сюда и какое-то подобие информобмена с ведомствами. Однако такой информобмен уже реализуется в рамках функционала СМЭВ, координируемого Минкомсвязью, о чем ФТС бодро отчиталась, выпустив более 50 ткмв. Становится непонятно, портал морпорт - это дублирующий СМЭВ функционал, или попытка истратить деньги впустую.
Ну и напоследок, определение состава передаваемой предварительной информации относится к компетенции ЕЭК. Таким образом решение ФТС об его расширении для морских перевозок без должного юридического закрепления видится в существующих условиях спорным.
?

Брянск 25.01.2016

Пустое место

Видели мы этого Жукова....мышь это серая,отсиделся в Брянской томожне...хоть бы что полезного сделал... короче так пустое место.
??

Вячеслав Михайлович 26.01.2016

Меньше бумажной волокиты?

Нужно отменять быстрее проставление таможенных штампов и печатей в товаро-сопроводительных документах.Это каменный век из начала 90-хх.Ввели электронное декларирование,хорошо.Но сколько времени занимают поездки в таможню,ради заветного штампика-выпуск разрешен.Нафига тогда создавать эти сложные системы инф.обмена?
3?1

3 в 1 27.01.2016

Нужно отменять быстрее проставление таможенных штампов и печатей в товаро-сопроводительных документах.Это каменный век из начала 90-хх.Ввели электронное декларирование,хорошо.Но сколько времени занимают поездки в таможню,ради заветного штампика-выпуск разрешен.Нафига тогда создавать эти сложные системы инф.обмена?
Вот скоро объединят, и скоро, годика через два-три можно будет все сделать в одном месте, на границе, в порту или аэропорту!
Безбумажная система - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;