«Транснефть» приостановила прокачку азербайджанской нефти

Из-за проблем с погрузкой нефти в порту Махачкалы «Транснефть» приостановила прокачку азербайджанской нефти, сообщил советник президента компании Игорь Демин. По его словам, «Транснефти» грозит штраф за срыв сроков прокачки, а порту — за простой танкеров

Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил журналистам о приостановке с 10 января прокачки азербайджанской нефти через станцию Ширвановка в связи с проблемами с разгрузкой танкеров в порту Махачкалы. Он пояснил РБК, что это может грозить для «Транснефти» штрафами со стороны поставщиков нефти. Размер штрафов будет зависеть от сроков приостановки транспортировки нефти. Также штрафы в размере $10–15 тыс. в сутки. по оценкам Демина, могут грозить порту Махачкалы за простой танкеров.

По словам представителя «Транснефти», в порту Махачкалы слив казахстанской нефти из танкеров остановила компания «Дагнефтепродукт» (прием нефти из порта осуществляется в принадлежащие «Дагнефтепродукту» резервуары). Он утверждает, что как минимум один танкер сейчас ждет разгрузки в порту Махачкалы, а в скором времени должен подойти еще один танкер с 8–10 тыс. т нефти.

Как пояснил представитель «Транснефти» РБК, азербайджанская нефть идет транзитом через Дагестан, но часть объемов используется для компаундирования сливаемой в порту Махачкалы казахстанской нефти. Компаундирование нефти — это смешение нефти разного качества для достижения ею нужного для эффективной прокачки по трубопроводам качества, исходя из плотности и количества серы. Таким образом, если разгрузка казахстанской нефти задерживается, приходится приостанавливать прокачку азербайджанской нефти, которой нужно ее разбавить.

Советник гендиректора Махачкалинского морского торгового порта Алик Абдулгамидов сообщил РБК, что порт не понесет штрафных санкций за простой танкеров и эта нагрузка в случае претензий поставщиков ляжет на «Дагнефтепродукт». «Танкеры стоят на рейде, а не на причале, так что порт не за что штрафовать», — уточнил он.

С представителями азербайджанских поставщиков нефти связаться не удалось.

«Дагнефтепродукт» в письме в адрес «Черномортранснефти» от 9 января 2017 года объясняет причину задержки погрузки нефти ремонтными работами в цехе темных нефтепродуктов. В письме говорится, что перекачка нефти откладывается на три дня. «Как связан ремонт завода с прокачкой нефти, не объясняется», — уточнил представитель «Транснефти».

Как сообщил РБК начальник цеха темных нефтепродуктов «Дагнефтепродукта» Набис Гайдаров, ремонтные работы в цехе задерживаются на два-три дня из-за праздников и температурных условий. Он уточнил, что речь идет о ремонте манифольдной трубы (труба высокого давления с задвижкой, которая соединяет резервуары с нефтью с нефтепроводом для перекачки нефти). По его словам, прокачка всего объема нефти из танкеров в резервуары будет осуществлена в срок и к финансовым издержкам не приведет.

Гайдаров уточнил РБК, что с 2017 года ежемесячно нефтебаза «Дагнефтепродукта» прокачивает 60 тыс. т нефти вместо 350 тыс. т в месяц в 2000 году при ее рентабельности, исходя из объемов перевалки, не менее 100 тыс. т. «Если такие маленькие объемы сохранятся, это может привести к закрытию базы и увольнению около 1000 человек ее персонала», — сказал он. Причиной сокращения прокачки поставщиками он называет действия «Транснефти».

В свою очередь представитель «Транснефти» жалуется на работу «Дагнефтепродукта», обвиняя компанию в воровстве нефти и периодических срывах срока ее поставок, что вынуждает переориентировать потоки из порта Махачкалы. По его словам техническая возможность прокачки нефти по маршруту «Баку-Тихорецк» — 5 млн т в год. Однако в 2016 году через порт Махачкалы было прокачано 2,2 млн т казахстанской нефти и 440 тыс. т туркменской нефти. А в 2017 году «Транснефть» вынуждена сократить объем прокачки казахстанской нефти через Махачкалу до 1,5 млн т в год вместо желаемых поставщиком 3 млн т из-за невозможности соблюдать нужное для транспортировки по трубопроводам качество этой тяжелой высокосернистой нефти.

«Нефть из Казахстана необходимо разбавлять более легкой нефтью Азербайджана, Туркменистана или российской Urals. Но прежние объемы такой нефти ушли из Махачкалы из-за недовольства поставщиков. Из-за подозрений в воровстве нефти Туркмения сократила поставки через Махачкалу с 756 тыс. т в 2015 году до нуля в 2017 году, а ЛУКОЙЛ переориентировал потоки своей нефти из Дагестана еще в 2015 году», — утверждает Демин. Гайдаров из «Дагнефтепродукта» объясняет, что туркменская нефть является обводненной, что приводит к потерям ее объемов из-за оседания воды в танкерах.​

«При поставках нефти с массовой долей воды свыше 0,5%, хранившейся на нефтебазах «Дагнефтепродукта», в систему магистральных нефтепроводов «Транснефти» с 2014 по 2016 год было отмечено 132 случая остановки прокачки нефти сроком более чем на 250 часов в совокупности, от 55 до 29 случаев в год», — уточнил представитель «Транснефти».

Средняя рыночная ставка штрафа за простой танкера дедвейтом около 10 тыс. т составляет $6–7 тыс. в сутки, сказал РБК главный редактор издания Portnews Виталий Чернов. Штраф может быть выше в зависимости от индивидуальных условий договора поставки нефти или нефтепродуктов. Таким образом, по подсчетам РБК, средний размер финансовых потерь только за простой танкеров в порту Махачкалы может составить от $12 тыс. до 45 тыс. за двое-трое суток простоя в зависимости от размера штрафа. Чернов сообщил, что размер и наличие штрафа в адрес «Транснефти» за приостановку прокачки нефти по магистральным трубопроводам, в том числе транзитом на экспорт, как в случае с прокачкой нефти Азербайджана, определяется в индивидуальном контракте с поставщиком. 

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

 
< Ранее  

Комментариев нет

«Транснефть» приостановила прокачку азербайджанской нефти - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;