Интернет-торговля: вопросы налогообложения

Рынок интернет-торговли в последние годы неизменно растет. Тем больше форпостов по обложению возникает у бухгалтеров таких предприятий: отсутствие собственно интернет-магазина вызывает у покупателей подозрение

О перспективах развития интернет-рынков, а также об особенностях обложения цифровых торговых площадок рассказала налоговый консультант Елена Федотова. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2016 году объем онлайн-продаж вырос на 21 процент и составил 920 млрд рублей. В 2017-м прогнозируемый темп прироста сохранится примерно на том же уровне, что и годом ранее, что в абсолютном выражении составляет уже 1,1 трлн рублей.

Около трети из указанной суммы приходится на покупки из-за границы. Причем данный сегмент отрасли по развитию существенно опережает локальный рынок интернет-продаж. И это не удивительно, цены у «иностранцев» гораздо привлекательнее, чем на аналогичные товары российских цифровых ритейлеров. Поставка товара зарубежной компанией российскому потребителю приравнивается к экспорту. Экспорт же в большинстве стран не облагается иностранным аналогом российского НДС (английское и общераспространенное название которого – value-added tax, или VAT). Я думаю, мы все сталкивались с этим явлением – путешествуя за границей и покупая товары за рубежом, многие получают при пересечении границы налог, заплаченный в составе цены покупки, – tax free.

Так нам возвращается VAT, а покупка тем самым от него освобождается. Ситуация с закупками в Интернете аналогичная. Либо налог возвращается покупателям, либо его попросту нет в цене. То есть каких-либо накруток к цене товара в виде VAT зарубежный интернет-ритейлер не прибавляет, как, кстати, не прибавляет и российский НДС. НДС для иностранных торговцев Естественно, таким положением дел стал недоволен российский бизнес, которому никаких льгот в части начисления НДС не предусмотрено, и цена продаваемого им товара уже увеличивается на действующие в стране ставки налога 18 или 10 процентов. Минфин, опасаясь за жизнеспособность локальных ритейлеров, предложил уравнять конкурентные условия, обложив и зарубежных продавцов российским НДС.

Подобный ход, кстати, начиная с 2017 года уже был применен для иностранных торговцев интернет-контентом. Данным действием, по предположению Минфина, должны быть достигнуты сразу две цели: первая – это пополнение бюджета: поступления в казну существенно возрастут, учитывая многомиллиардные обороты трансграничной торговли, и вторая – поддержка российского сектора интернет-торговли. Особая перспектива Часть иностранных интернет-площадок вполне ожидаемо не согласны с такой перспективой. Кроме того, ряд специалистов считают, что данный порядок не соответствует статье 3 НК РФ, согласно которой налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. На самом деле те же зарубежные покупки, произведенные россиянами, но не в Интернете, а непосредственно в магазинах за границей, НДС облагаться не будут. То есть тот, кто заказал товар в Интернете, и тот, кто купил его же во время поездки за границу, будут платить разную цену. И в чем здесь экономическое обоснование? И все-таки, несмотря на многие «но», намерения ввести налог достаточно серьезны. Предложение было включено в проект основных направлений налоговой политики и планируется к введению в 2018–2019 годах.

Функции агента Сбор налога, вероятно, будет осуществляться следующим образом. Иностранцы должны будут встать на учет в российском налоговом органе и увеличить ценник на сумму российского НДС. При получении оплаты от покупателей уже с учетом налога НДС перечисляется интернет-площадкой в российский бюджет. Правда, у экспертов есть предположение, что не все зарубежные участники рынка будут вставать на учет в России. Крупные, вероятно, – да. Но небольшие интернет-магазины – вряд ли. Поэтому в качестве альтернативы рассматривается и второй вариант: продавец формирует цену без российского НДС, покупатель оплачивает ее. А когда получает посылку, доплачивает налог при ее получении на почте, через которую проходят практически все посылки. Последняя же, в свою очередь, будет перечислять платеж в казну, то есть выполнять функции налогового агента.

Очевидная выгода Безусловно, оба варианта реализации задуманного Минфином предполагают высокие затраты на налоговое администрирование, но и выгода очевидна. Кроме ввода НДС также предполагается повысить порог уплаты таможенных пошлин. В настоящее время при заказах товаров для личных нужд в течение календарного месяца в адрес одного физлица на сумму до 1000 евро и весе посылки, не превышающем 31 кг, таможенные пошлины не уплачиваются. Вместо обозначенных 1000 евро лимит предполагается постепенно снижать до 150 евро, в результате подавляющее число покупок из-за рубежа будут «попадать» еще и под пошлины. Отметим, что введение указанных выше платежей, естественно, будет работать как инструмент пополнения казны. Но как средство борьбы с конкуренцией – думаю, не столь эффективно: на разницу в ценах иностранных и российских интернет-магазинов кроме налогов и пошлин влияют и другие факторы. Те же самые накладные расходы у азиатских поставщиков будут меньше, нежели у российских. Поэтому, несмотря на дополнительное налогообложение, популярность иностранных сайтов, особенно китайских, сильно падать не будет.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Интернет-торговля: вопросы налогообложения - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;