Как финские товары становятся made in Russia

Финские заводы, работающие в России, поймали волну импортозамещения. Производители, которые в 2016 году уступили по темпам роста лишь дистрибьюторам и логистам, в 2017-м намерены разогнать конвейер еще сильнее

Промышленность является ключевой отраслью финского бизнеса в России. Как показало исследование «Фонтанки» «Самые влиятельные финские компании», почти две трети выручки ТОП-30 компаний из Суоми (61%) по итогам 2016 года заработали именно производители. Суммарный оборот 17 компаний – 180 млрд рублей, что на 9% больше, чем годом ранее. Главный драйвер — инвестиции в увеличение мощностей и расширение ассортимента, а также экспорт. А вот желания покупать больше у обычных потребителей пока не наблюдается.

Крупнейшие финские промышленники развивают в России пять ключевых направлений — энергетику, производство продуктов питания, выпуск бумаги и упаковки, а также занимаются изготовлением других потребительских и промышленных товаров.

Энергетика является самым крупным сегментом, хотя представлена всего одним игроком — компанией Fortum. Концерн, который владеет восемью теплоэлектростанциями в Челябинской и Тюменской областях и долей в петербургской ТГК-1, по итогам 2016 года заработал 66,4 млрд рублей, что составляет более трети от выручки всех промышленников из ТОП-30. В 2016 году компания увеличила продажи в рублях на 10%. В 2017-м темпы ускорились — Fortum заработал 46 млрд рублей по итогам трех кварталов, что на 10,7% больше, чем за тот же период годом ранее. Главным драйвером роста стал ввод новых мощностей: в 2016 году запущены два парогазовых энергоблока ЧГРЭС суммарной мощностью 500 МВт. В планах концерна и дальше увеличивать присутствие в России: в 2018 году заработает ветропарк в Ульяновске мощностью 35 МВт. Всего к 2022 году в партнерстве с Роснано компания построит ветропарки на 1 ГВт.

Представители пищевой промышленности по итогам 2016 года заработали 29,7 млрд рублей. Лучше всего шли дела у кофейного производителя Paulig, которому удалось нарастить выручку на 26% (до 3,9 млрд рублей). Помогли рост собственного производства и увеличение объемов кофейного рынка, рассказал его генеральный директор Роман Ивашко.

У других участников рынка темпы роста были куда скромнее. Так, в 2016-м Atria увеличила выручку на 4%, до 5,3 млрд рублей, Fazer – на 3%, до 13,1 млрд рублей, Valio — на 5%, до 4,4 млрд рублей. Восстановление потребительского спроса происходит, но весьма умеренными темпами, говорят они. Главным источником своего роста компании называют расширение ассортимента.

Абсолютным рекордсменом по запуску новинок стал Valio, который с начала 2016 года увеличил линейнку на треть — с 96 до 125 позиций. Помогали также собственные розничные сети. К примеру, производитель колбас Atria развивает кафе быстрого питания Sibylla, Fazer — формат Fazer Cafe.

Промежуточные результаты раскрывает только Atria: ей удалось по итогам трех кварталов ускорить темпы в два раза по сравнению с прошлым годом (до 8%) и заработать 4,1 млрд рублей. Продолжить рост рассчитывает и Paulig, но конкретные цифры компания не раскрывает. В отличие от энергетиков, масштабных инвестпроектов производители еды не планируют. Fazer, которая ранее анонсировала создание нового завода замороженной продукции, из-за возросших сроков окупаемости пока не приступила к строительству. Судьбу проекта планируется решить до конца года.

На других потребительских товарах крупнейшие финские заводы в 2016 году заработали примерно столько же, сколько на еде, — 29,8 млрд рублей. Но в этом сегменте положительный тренд виден более отчетливо. К примеру, предприятие по выпуску шин Nokian Tyres за три квартала 2017 года увеличило выручку в рублях на +57%, до 15 млрд рублей (для сравнения: в 2016-м рост составил 6%, до 16,5 млрд рублей). Впрочем, в компании отмечают, что помог в большей степени экспорт сделаных у нас шин за границу, в самой России спрос падал. Лакокрасочное предприятие Tikkurila за январь – сентябрь заработало 7,5 млрд рублей, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: в 2016-м увеличить продажи удалось лишь на 3,5%, до 9,9 млрд рублей. Главными драйверами роста в 2016 – 2017 годах стали локализация и оптимизация внутренних процессов, также развитие ассортимента, отметили в компании. Компания также анонсировала масштабный инвестиционный проект — создание завода на 30 млн литров краски к 2020 году.

Другой изготовитель лаков и красок, Teknos, а также производитель электрооборудования Ensto данные 2017 года не публикуют, но 2016-й прошел для них успешно. Teknos увеличил выручку на 30%, до 2,3 млрд рублей, благодаря нескольким крупным проектам в бизнес-сегменте. Ensto приросла на 10%, до 1,1 млрд рублей. В конце 2017 года компания перенесла в Петербург из Финляндии линию по сборке обогревателей.

Деревообработка, а также производство бумаги, этикеток и упаковки принесли финским компаниям из ТОП-30 41,7 млрд рублей в 2016 году. Явный лидер роста — Huhtamaki (+27%, до 5,9 млрд рублей). Stora Enso увеличила выручку на 16%, до 20,7 млрд рублей, UPM — на 6%, до 15,1 млрд рублей. По словам участников рынка, сейчас идет восстановление спроса, который просел после девальвации рубля. Помогает и уникальность продукции, которую пока не смогли заместить российские конкуренты. Хотя подъем происходит неравномерно. «Сегмент бумаги для упаковки и этикеток показал рост, тогда как продажи чисто целлюлозных и журнальных видов снизились из-за сокращения тиражей, рекламного рынка и колебаний курсов валют», – прокомментировали в UPM. Итоги за 2017 год никто из участников рынка не раскрывает, крупных инвестиционных проектов в этом секторе не заявлено.

Хуже других участников рынка идут дела у производителей строительных товаров (общий объем продаж компаний в составе ТОП-30 — 14,5 млрд рублей). Именно в этом сегменте работают три игрока, которые снизили продажи по итогам 2016 года. Это бетонные заводы LujaBetoni (-15%, до 1,1 млрд рублей), производитель кровельных материалов и строительных конструкций Ruukki (-5%, до 6,3 млн рублей) и изготовитель утеплителей и изоляции Paroc (-10%, до 1,5 млрд рублей). Объемы строительства в России снижаются, при этом финские поставщики стройматериалов зачастую проигрывают российским по цене. «Развиваться быстрее мешает высокая конкуренция. Но мы не готовы работать в ущерб качеству», – прокомментировал генеральный директор российской дочки LujaBetoni «Луябетомикс» Роман Беспалов. Впрочем, по итогам 2017 года топ-менеджер все же прогнозирует небольшой рост. Ruukki ждет «небольшого позитивного эффекта» уже в 2018 году за счет развития экспорта. Зато производитель клеев и сухих строительных смесей Kiilto увеличил выручку в 2016 году на 11%, до 1,2 млрд рублей, изготовитель упаковочной ленты Specta — на 16%, до 4,4 млрд рублей. Последняя может рассчитывать на дальнейший рост: в 2016 – 2017 годах она вложила 3 млн евро в расширение и модернизацию производства.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Наша группа ВКонтакте:

Комментариев нет

Как финские товары становятся made in Russia - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;