Российский автопром нацелился на экспорт

Правительство РФ сформулировало три приоритета Стратегии для отечественного автопрома до 2025 года: локализация производства, экспорт и переход на новые технологии, в том числе и на выпуск электромобилей. При этом чиновники признают, что Россия будет отставать от мирового тренда электрификации автомобилей примерно на семь лет. Доля электрокаров в перспективе не превысит 4%.

Общая ситуация в российском автопроме более или менее устраивает наши власти. Об этом вчера говорили на правительственном совещании по Стратегии развития отечественного автопрома на период до 2025 года. При этом премьер Дмитрий Медведев напомнил, что спад продаж новых автомобилей в прошлом году удалось остановить. Сказался в том числе и эффект отложенного спроса. Напомним, что, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2017 году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ выросли в годовом выражении почти на 12% – до 1,59 млн. В январе 2018 года – на 31,3%, до 102,464 тыс.

По итогам прошлого года на российских предприятиях было произведено почти на 20% больше машин, чем годом ранее, причем рост наблюдается по всем сегментам – от легковых автомобилей до автобусов, отметил премьер. «Первые результаты этого года тоже как будто бы неплохие», – продолжил глава кабмина, отметив, что основное преимущество получили те производители, которые локализовали выпуск машин в России. Доля автомобилей, которые собраны в России, в общем объеме продаж систематически растет. В среднем по отрасли она достигла уже почти 86%. И необходимо удержать этот минимум, заявляет Медведев.

«Понятно, что сейчас конкуренция несколько ослабла, ряд автомобильных марок ушли с рынка. Но они могут вернуться, рынок у нас в этом смысле открытый. И к усилению конкуренции нужно готовиться», – обратился к кабинету министров глава правительства. Для этого, по словам премьера, необходимо повышать привлекательность самой российской юрисдикции для бизнеса, стимулировать привлечение инвестиций в производство комплектующих, чтобы у автопрома формировалась своя база местных поставщиков и появился долгосрочный спрос на российские инженерные кадры, исследования и разработки. Кроме того, необходимо наращивать экспорт. «Поэтому нужно не только повышать качество и узнаваемость товаров, которые сделаны в России, но и искать инструменты поддержки экспортеров, чем занимается весь мир», – подчеркнул председатель правительства.

Все эти цели должна реализовать новая Стратегия развития автопрома, за подготовку которой отвечают два ведомства – Минпромторг и Минэкономразвития (МЭР). Одним из ключевых моментов новой стратегии, как отмечает сам Медведев, является развитие в РФ доступного по цене и хорошего по качеству транспорта, адаптированного под наши дороги, под наши климатические условия. «Что возможно только при расширении внутреннего производства и повышения его локализации», – замечает премьер. В частности, как следует из самого документа, уровень локализации производств должен достигать 85% по отдельным направлениям.

Предполагается и рост объемов производства продукции. К примеру, авторы стратегии рассчитывают, что объем производства новых легковых автомобилей увеличится с 1,31 млн шт. (в 2017 году) до 2,21 млн шт. к 2025 году. Уровень экспорта при этом вырастет в разы: с текущих 90 тыс. автомобилей до 269 тыс. В стоимостном выражении объем экспорта транспортных средств увеличится с текущих 75 млрд руб. до 272 млрд руб. в 2025-м, полагают чиновники.

Что примечательно, в стратегии отражено и так называемое целевое видение чиновников по «новым» рынкам, под которыми они понимают электрокары и беспилотные авто. При этом в правительстве признают наличие факторов, влияющих на глобальное продвижение электрокаров. «Это снижение стоимости батарей, развитие инфраструктуры, обеспечение безопасной эксплуатации», – замечают в МЭР и Минпромторге, подчеркивая, что в РФ развитие этого сектора тормозится «особенностями национальной автомобильной отрасли».

Так, согласно оптимистичному сценарию, российский рынок электромобилей будет отставать от мирового в среднем на четыре-пять лет. «Таким образом, доля электромобилей в продажах на российском рынке к 2020 году может достичь 1–1,5% (то есть 15–25 тыс. автомобилей)», – следует из стратегии. Уже в период 2020–2025 годов можно ожидать массовый выход электромобилей в среднем ценовом сегменте на российский рынок, что позволит достичь уровня продаж электромобилей 4–5% от общего объема продаж, продолжают чиновники.

«Развитие же для российского рынка предполагает отклонение от оптимистичного сценария после 2025 года и отставание от глобального пессимистичного сценария в среднем на шесть-семь лет, что может быть обусловлено задержкой в развитии зарядной инфраструктуры в регионах, а также ограничениями технического регламента, препятствующими широкому импорту моделей среднего и бюджетного сегментов. В результате в пессимистичном сценарии к 2025 году доля электромобилей в продажах может составить не более 3–4%», – ожидают российские власти.

По мнению авторов стратегии, поддержку спроса на такие типы машин могло бы обеспечить сокращение стоимости владения и повышение удобства пользования электромобилями (бесплатная парковка в черте города, доступ на полосы для маршрутного транспорта, льготы по транспортному налогу, бесплатная зарядка на общественных зарядных станциях.

«С точки зрения автомобилистов, электрокары в России – это не удобное средство передвижения, а дорогая игрушка, которую не все могут себе позволить», – замечает директор дивизиона «Юго-Восток» компании «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. Кроме того, недостаточно развита инфраструктура для электрокаров, неподходящие климатические условия в 70% регионов страны, ограниченное время передвижения без зарядки – все это наряду с высокой стоимостью авто не подтолкнет россиян к покупке, продолжает он.

Сложно переходить на электрокары в стране, где нет собственного производства электромобилей, говорит эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «До тех пор пока в РФ не будет налажено массовое производство электромобилей, собственное или хотя бы лицензионное, пусть даже хотя бы предназначенное на реэкспорт и частично на внутренний рынок, дело с мертвой точки не сдвинется», – уверен он.

В то время как российские власти только присматриваются к электромобилям, многие страны уже вовсю отказываются от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и дизельных двигателей.

К примеру, шведская компания Volvo сообщила, что перестанет разрабатывать новые бензиновые ДВС. С 2019 года компания намерена выпускать на рынок только электрокары и гибридные версии своих моделей. Ранее со схожим заявлением выступил автоконцерн Porsche. В компании сообщили о том, что полностью откажутся от выпуска автомобилей с дизельным двигателем.

При этом некоторые страны уже пытаются вводить запреты на въезд в города машин со старыми дизельными двигателями. Подобный запрет сейчас обсуждается в Германии. А Франция намерена полностью отказаться к 2040 году от продаж автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.

 
< Ранее  

Комментариев нет

Российский автопром нацелился на экспорт - Обзор прессы

Не пропустите

;