Государству следует стать эффективнее в обеспечении защиты прав интеллектуальной собственности

Обеспечение защиты интеллектуальных прав является многогранной и всеобъемлющей задачей. Среди прочего она предусматривает всестороннее рассмотрение проблемы управления исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в сфере военного, специального и двойного назначения

В связи с этим хочу обратить внимание на отсутствие в нашей стране реально функционирующего эффективного механизма управления результатами интеллектуальной деятельности и обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности в указанной сфере. Чтобы исправить сложившееся положение, необходимо в самой ближайшей перспективе определить и сформировать комплекс мер, выполнение которых приведет к созданию системы обеспечения правовой охраны интеллектуальной собственности, ее использования и коммерциализации.

Сегодня эксперты не сомневаются в необходимости формирования в стране развитого многопрофильного института интеллектуальной собственности. Его наличие является важнейшим показателем уровня в государстве научно-технического прогресса в основных отраслях промышленности в целом и в военно-промышленном комплексе в частности. Наиболее ярко данный постулат проявляется на примере одной из самых высокотехнологичных отраслей - ракетно-космической. Дело в том, что работа в ней не только предполагает, но и способствует развитию изобретательской активности ее специалистов.

Однако в последнее время у нас, к сожалению, в сфере управления исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях, которые являются исполнителями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, наблюдаются устойчивые негативные тенденции и проблемы, которые требуется немедленно разрешить. Если этого не произойдет, мы можем уже в самое ближайшее время столкнуться с рядом сложностей.

Одна из них – отсутствие у нас четкого комплексного подхода к выявлению мер, которые потенциально способны обеспечить правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Без этого, как следствие, их получение не приносит дохода ни организациям, ни государству. Это может произойти и в случаях, когда представляющие ценность РИД могут быть незаконно использованы третьими лицами, а также исполнителями, которые из-за отсутствия лицензионного соглашения не отчисляют авторам соответствующий лицензионный сбор.

Среди прочего, существующее положение дел приводит к существенному снижению доходов организаций, специализирующихся на экспорте технологий, в том числе в составе поставляемой иностранным заказчикам высокотехнологической продукции. При этом актуальными остаются вопросы низкой патентной активности отечественных организаций за рубежом, в частности при экспорте высокотехнологичной продукции. На практике это зачастую приводит к дублированию особо ценных технических решений и утрате преимущества перед зарубежными конкурентами.

Без договора не обойтись

Напомню, что в системе таможенного администрирования в нашей стране экспорт связан с наличием некоего лицензионного договора, цель которого – обеспечение прав Российской Федерации на получение дохода от использования экспортируемых технологий, которые принадлежат государству. В случае его отсутствия экспорт указанных технологий осуществляется без учета интересов нашей страны, поэтому они, соответственно, не могут закладываться в конечную стоимость продукции.

Причина тому – отсутствие выявленных и оформленных результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках исполнения опытно-конструкторских работ. На деле это означает, что при отсутствии оформленных должным образом результатов интеллектуальной деятельности невозможно заключение лицензионных договоров.

Другая проблема заключается в том, что у нас отсутствует работающий механизм управления результатами интеллектуальной деятельности и обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности. Как результат, к примеру, в последние 15 лет государство, будучи правообладателем широкого круга объектов интеллектуальной собственности, которые создаются в рамках государственных контрактов, показало свою крайне низкую эффективность в данной сфере.

Кроме того, у нас фактически отсутствует правовая охрана полученных результатов интеллектуальной деятельности. Вследствие этого они преимущественно остаются в режиме неохраняемой технической документации без возможности их введения в гражданский оборот. Для решения данной проблемы необходимо в первую очередь разработать меры по созданию системы обеспечения правовой охраны интеллектуальной собственности и ее использования. По мнению экспертов, такие меры должны включать:

  • определение в отрасли единого оператора и закрепление за ним функций по администрированию процессов управления результатами интеллектуальной деятельности и объектами интеллектуальной собственности;
  • определение единой методологии учета результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности, а также законодательное закрепление данных терминов для однозначной их трактовки, чтобы избежать юридических коллизий;
  • оцифровку результатов научно-технической деятельности и формирование цифровой библиотеки;
  • формирование единой системы уникальности работ с помощью системы «Антиплагиат»;
  • оценку качества результатов научно-технической деятельности;
  • создание системы коммерциализации технологий и финансирование новых разработок за счет вырученных средств;
  • формирование базовой политики управления объектами интеллектуальной собственности.

Учет и контроль

На мой взгляд, важной задачей в деле разрешения сложившейся коллизии является внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Это позволит снять имеющие место ограничения для роста объемов нематериальных активов предприятий в виде учета объектов интеллектуальной собственности, получаемых в результате выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Чтобы изменить ситуацию, из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль следует исключить доход в размере стоимости поставленного на бухгалтерский учет результата.

Дело в том, что в настоящее время правообладатели, как правило, не ставят объекты интеллектуальной собственности на баланс либо ставят их по заведомо заниженной стоимости, что отрицательно влияет на оборот исключительных прав субъектов гражданских правоотношений. Поэтому также необходимо исключить из налогооблагаемой базы налог на доход, получаемый в результате постановки на балансовый учет объектов интеллектуальной собственности, выявленных в процессе проведения инвентаризации результатов научно-технической деятельности.

Чтобы обеспечить вовлечение в гражданский оборот большего числа инновационных объектов интеллектуальной собственности, необходимо разработать единый стандарт по управлению интеллектуальной собственностью в системе военно-промышленного комплекса. Он позволит организовать на территории страны единое интеллектуальное пространство с едиными и общепринятыми правилами управления этими объектами.

При формировании в России рыночной экономики и, как следствие, конкуренции между производителями товаров и услуг необходимым условием коммерческого успеха хозяйствующих субъектов является определение четких критериев и подходов к оценке нематериальных активов, в том числе созданных с привлечением бюджетных средств.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» издан приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.06.2015 № 385 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО № 11)».

Наряду с созданием системы оценки объектов интеллектуальной собственности очень важным вопросом развития рынка исключительных прав, который требуется как можно быстрее разрешить, является отсутствие спроса на новые отечественные разработки и технологии, способные ввести в гражданский оборот уже полученные результаты интеллектуальной деятельности. При этом организации предпочитают закупать готовые технологии и оборудование за рубежом, а не вкладывать средства в отечественные разработки. Как результат, уровень рентабельности в отраслях, производящих новые технологии, существенно уступает сырьевым отраслям.

Сейчас перспективные исследования в отраслях военно-промышленного комплекса Российской Федерации привлекают не только молодых и талантливых ученых, но и представителей бизнес-сообщества. В результате в настоящее время космическая отрасль имеет у нас одну из самых развитых экспортных ориентаций с устоявшимися связями с многочисленными зарубежными партнерами. Годовой доход отрасли от экспорта исчисляется миллиардами долларов США.

Однако, оценивая нынешние тенденции развития законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, можно прогнозировать, что концентрация в ближайшей перспективе комплексных усилий на решении проблем защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в конечном итоге положительно скажется на практическом применении результатов интеллектуальной деятельности в сфере военного, специального и двойного назначения.

 
< Ранее  

Комментариев нет

Государству следует стать эффективнее в обеспечении защиты прав интеллектуальной собственности - Обзор прессы

Не пропустите

;