Кодекс прирастает решениями ЕЭК

Для практической реализации на должном уровне возможностей, заложенных в новеллы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), специалистам пришлось формировать специальную нормативно-правовую базу. Прежде всего, в виде разработки и принятия соответствующих решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по отдельным вопросам, связанным с таможенным регулированием внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на территории Союза. Это обусловлено необходимостью реализации отсылочных норм ТК ЕАЭС на национальное законодательство членов Союза

Как уточнили эксперты, чтобы Кодекс заработал в полном объеме, в 2018-2020 годах ЕЭК необходимо разработать и принять порядка 57 проектов решений ЕЭК. Причем 50 из них должны появиться в этом году, а 7 - в 2019-2020 годах. Сейчас ЕЭК особое внимание уделяет появлению решений, направленных на выполнение правовых норм, заложенных в ее компетенцию в сфере таможенного дела. В данной статье будет приведен некий обзор нормативных правовых актов ЕЭК, принятых в связи с вступлением в силу ТК Союза и направленных на реализацию отсылочных норм данного документа.

При этом следует отметить, что сейчас заинтересованные лица продолжают доработку проекта новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании». Здесь стоит отметить, что на представленный авторами последний вариант получено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия, а предъявленные к проекту закона претензии изложены на 18 страницах.

Судя по тому, как развивается ситуация, в ближайшей перспективе не стоит питать иллюзий относительно сроков вступления данного документа в силу. Ранее говорилось о том, что законопроект поступит в Государственную думу в марте, а с июля 2018 года он вступит в силу. Сейчас эти сроки можно считать нереальными. Тем временем в развитие норм Кодекса в последнее время был принят целый комплекс решений ЕЭК. Их перечень размещен на сайте www.eurasiancommission.org.

Далее будет приведен обзор наиболее значимых из них. Начнем с решения Коллегии ЕЭК от 30.06.2017 № 74, которым утвержден перечень видов авто- и мототранспортных средств, являющихся транспортными средствами (ТС) для личного пользования. В документе приведен порядок определения момента выпуска и рабочего объема двигателя указанных ТС, предназначенных для личного пользования. Речь идет об исчислении таможенных пошлин и налогов.

Необходимостью актуализации некоторых форм таможенных документов в соответствии с нормами ТК ЕАЭС обусловлено появление решения от 11.07.2017 № 84. Оно предусматривает внесение в формы таможенных документов (различные акты и иные документы, составляемые при проведении таможенного контроля), которые применяются в ЕАЭС, поправок юридико-технического характера, таких как уточнение ссылок на ТК ЕАЭС и приведение используемых терминов в соответствие с Кодексом. Также предусмотрено, что ранее изготовленные бланки таможенных документов, содержащие ссылки на ТК ТС, наряду с их новыми аналогами могут использоваться до 1 июля 2018 года.

Платим пошлины

При этом решением Коллегии ЕЭК от 04.09.2017 № 112 утверждена форма расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и порядок ее заполнения в электронном виде и на бумажном носителе. Решением от 04.09.2017 № 113 утвержден перечень товаров, в отношении которых допускается изменение их количества и состояния в результате смешивания при загрузке в водное судно при их убытии с таможенной территории ЕАЭС.

Такими товарами являются нефть сырая, газовый конденсат (код ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00), сжиженные и газообразные углеводородные газы: пропан, бутан, изобутан, смесь пропан-бутан техническая, пропан-бутан технический, пропан-бутан автомобильный, изобутановая фракция (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2711 12, 2711 13, 2711 19 000 0, 2901 10 000).

Решением от 12.09.2017 № 117 утверждены структура и формат расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Документами от 26.09.2017 № 128 и № 129 закреплены формы заявления и свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО), порядок их заполнения и перечень бумаг, которые необходимо представить в таможенный орган. Отмечу, что решение от 03.10.2017 № 131 ввело требования к территории УЭО для осуществления временного хранения товаров и проведения таможенного контроля.

Данный документ устанавливает единые требования к сооружениям, помещениям (их частям) и (или) открытым площадкам (их частям), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль; к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО.
Требования к территориям УЭО, его транспортным средствам и работникам обеспечивают возможность проверки соблюдения условия, предусмотренного подпунктом 4 пункта 3 статьи 433 ТК ЕАЭС. Речь идет о рассмотрении вопроса о включении в Реестр УЭО с выдачей свидетельства второго и третьего типа, которые составлены таким образом, чтобы исключить возможность несанкционированного доступа к товарам, находящимся под таможенным контролем, и неправомерных действий с ними посторонними лицами.

Требования к работникам устанавливаются, исходя из требований, предъявляемых к работникам (специалистам), ответственным за совершение таможенных операций с товарами, учитывая необходимость квалифицированного подхода к совершению таможенных операций. Удовлетворение таким требованиям позволит минимизировать ошибки при совершении таможенных операций и исключить потенциальную возможность приостановления действия свидетельства о включении в Реестр УЭО и исключения из него.

Как пояснили в ЕЭК, при разработке утвержденных данным решением требований учитывались международные стандарты и передовая практика, в том числе Рамочные стандарты безопасности и облегчения международной торговли Всемирной таможенной организации (ВТамО), Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) об упрощении процедур торговли.

Кое-что об обеспечении

Далее следует упомянуть решения от 15.09.2017 № 64 и № 65. Первое устанавливает, что размер обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя должен быть эквивалентен 500 тыс. евро. Во втором определены критерии финансовой устойчивости юридических лиц для включения в Реестр УЭО. Имеются в виду конкретный размер финансовой устойчивости юрлица, претендующего на получение статуса УЭО; критерии показателей финустойчивости и их значимость; порядок расчета совокупного показателя финансовой устойчивости.

Значения показателей финансовой устойчивости рассчитываются юрлицом на основании сведений, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется и (или) представляется в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС. Установленные показатели финансовой устойчивости широко применяются для оценки финансового состояния компаний в государствах – членах ЕАЭС и в международной практике, в том числе при проведении аудита компаний.

Порядок совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров при их прибытии и убытии установлен решением от 07.11.2017 № 134. В нем определена последовательность осуществления таможенных операций, совершаемых:

  • после уведомления таможенного органа о прибытии на таможенную территорию ЕАЭС товаров Союза и указанных в пункте 4 статьи 302 Кодекса иностранных товаров, при перевозке которых через территории государств, не являющихся членами Союза, или морем произошла соответственно вынужденная посадка воздушного судна на территории государства, не являющегося членом Союза, либо заход водного судна вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств в порт государства - не члена Союза, а также при подтверждении статуса этих товаров;
  • при убытии с таможенной территории ЕАЭС товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру экспорта, которые для доставки в место убытия подлежат перевозке (транспортировке) без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита с одной части таможенной территории Союза на его другую часть через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем, перевозимых (транспортируемых) любым видом транспорта, и при их прибытии на таможенную территорию Союза.

Считаем пошлину

Новый порядок заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также внесения в него изменений введен решением от 07.11.2017 № 137. Им также утверждена форма расчета указанных пошлин и налогов.

Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, уточнены решением от 07.11.2017 № 138. Документ закрепляет возможность декларирования компонентов товаров, перемещаемых в несобранном, разобранном, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, путем подачи нескольких транзитных деклараций, в которых будет заявлен классификационный код готового изделия, указанный в соответствующем решении о классификации, а также подходы к определению обеспечения исполнения обязанности по уплате в отношении таких товаров причитающихся таможенных пошлин, налогов.

Также решением предусмотрено, что при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита компонентов разобранного товара для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов применяются те же ставки, как и установленные в отношении готового изделия.

Решением от 07.11.2017 № 139 определены документы, подтверждающие статус товаров ЕАЭС для их помещения под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки с одной части таможенной территории Союза (в том числе являющейся свободной (специальной, особой) экономической зоной) на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами Союза.

Из документа следует, что эти документы должны содержать запись «Товары Евразийского экономического союза». Она необходима для исключения возможности подмены (подделки) документов в пути следования товаров по территории третьего государства и для обеспечения взаимного признания таможенными органами результатов таможенного контроля в рамках проведения идентификации товаров и документов на них.

На все случаи

Отмечу еще ряд решений Коллегии ЕЭК, принятых в рамках реализации положения ТК ЕАЭС. Так, в документе от 07.11.2017 № 140 определен порядок продления срока нахождения на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств (ТС) международной перевозки и порядок передачи железнодорожных ТС или контейнеров между железнодорожным перевозчиком государства – члена Союза и получателям товаров или от получателей железнодорожному перевозчику государства – члена ЕАЭС, либо иному перевозчику для вывоза с таможенной территории Союза временно ввезенного железнодорожного транспортного средства или контейнера.

Решение от 07.11.2017 № 142 ввело структуру и формат расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, формируемого в виде электронного документа. Решением от 14.11.2017 № 148 определен порядок выдачи разрешения на передачу временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства для личного пользования.

Декларант, являющийся иностранным физическим лицом, которое временно ввезло на таможенную территорию Союза транспортное средство для личного пользования, может получить разрешение на его передачу физлицу государства - члена ЕАЭС в таможенном органе только после представления обеспечения исполнения обязанности по уплате установленных таможенных пошлин, налогов. При этом необходимо заявление декларанта, которое составляется в произвольной форме.

В решении от 13.12.2017 № 171 утверждена форма заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (ДТ), порядок заполнения и регистрации или отказа в регистрации указанного заявления. В документе от 13.12.2017 № 173 уточнен порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ. В данном случае реализуется норма Кодекса, связанная с возможностью внесения изменений в ДТ до выпуска товаров по требованию таможенного органа.

Для этого предусмотрена форма таможенного документа, обеспечивающая практическую реализацию положений статьи 112 Кодекса, в части создания унифицированной формы требования о внесении изменений в ДТ. Утвержденная решением форма позволит декларанту получить полное представление о том, какие конкретные изменения ему необходимо внести для выпуска товаров. Получив такое требование, участник ВЭД сможет подготовить корректировку ДТ и подать ее таможенному органу для внесения изменений в ДТ.

Касается нефтепродуктов

Решение Коллегии ЕЭК от 13.12.2017 № 170 установило, что срок доставки нефти и нефтепродуктов от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения в рамках таможенной процедуры таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2000 км за 3 месяца. В данном случае мы имеем комплексный документ, которым установлен порядок совершения таможенных операций, связанных с:

  • продлением срока таможенного транзита, а также с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров, с завершением и прекращением действия таможенной процедуры таможенного транзита;
  • получением разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Союза, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций;
  • получением разрешения таможенного органа на осуществление разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами ЕАЭС, перевозимыми (транспортируемыми) с одной части таможенной территории Союза на ее другую часть через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, на территориях государств, не являющихся членами ЕАЭС, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций.

Также обозначен порядок совершения таможенных операций при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Структура и формат заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, необходимые для формирования электронного документа, определены (описаны) решением от 19.12.2017 № 177. При его подготовке учитывались опыт ЕЭК по проектированию структур электронных документов (сведений), унификация с действующими и взаимосвязь с проектируемыми структурами таможенных документов, приоритет электронной формы информационного взаимодействия. Также была использована общая модель данных Союза.

Решение от 19.12.2017 № 178 определяет последовательность совершения таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией и отказом в регистрации заявления о совершении операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 277 ТК ЕАЭС, в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), форму такого заявления, а также порядок ее заполнения.

Порядок формирования и ведения общего перечня статей административного и уголовного законодательства государств – членов Союза утвержден решением от 19.12.2017 № 181. В нем предусматривается административная и уголовная ответственность за административные правонарушения или уголовные правонарушения, привлечение к ответственности за совершение которых законодательством сторон определено в качестве основания для отказа во включении в Реестр УЭО. Информация из общего перечня статей будет использоваться при проверке соблюдения юрлицом, претендующим на включение в указанный реестр, условий включения в него.

В электронном виде

Отмечу, что структура и формат заявления о совершении операций в отношении транспортных средств международной перевозки, находящихся за пределами таможенной территории ЕАЭС и являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), формируемого в виде электронного документа, утверждены решением от 19.12.2017 № 185.

При этом решениями от 19.12.2017 № 186 и 187 утверждены формы реестра УЭО государства – члена Союза и общего реестра УЭО государств – членов Союза, а также порядки их формирования и ведения. При этом определен перечень сведений из указанных реестров, публикуемых на соответствующих сайтах в сети Интернет.

Решение от 19.12.2017 № 188 устанавливает порядок, определяющий последовательность совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в их выпуске, а также аннулированием выпуска. В документе заложен приоритет электронного декларирования товаров и применение информационных технологий при совершении таможенных операций без участия должностного лица таможенного органа, в частности, при автоматическом выпуске товаров.

Кроме прочего, документ регулирует вопросы выпуска товаров до подачи ДТ (по заявлению о выпуске товаров до подачи декларации), что должно способствовать развитию института УЭО, в том числе в автоматическом режиме без участия должностного лица таможенного органа.
По мнению специалистов, применение этого решения позволит урегулировать ряд вопросов, касающихся товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в случае если при совершении таможенных операций, связанных с их помещением под таможенные процедуры, таможенный орган обнаружил признаки нарушения прав правообладателя.

Документом предусмотрен порядок оформления решений о приостановлении срока выпуска таких товаров, продления срока приостановления их выпуска, об отмене решения о приостановлении срока выпуска, а также уведомления декларанта и правообладателя об этих товарах.

Говоря о документах ЕЭК, вступивших в силу в этом году, отмечу решения Коллегии ЕЭК от 16.01.2018 № 2-4. В них утверждены структура и формат декларации таможенной стоимости, транзитной декларации, а также ДТ и ее корректировки.

Комментариев нет

Кодекс прирастает решениями ЕЭК - Обзор прессы

Не пропустите

;