Закон не должен навредить

В настоящее время проходит публичное обсуждение разработанного Минфином проекта новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». После вступления в силу давно ожидаемый профессиональным сообществом документ должен будет заменить своего предшественника – аналогичный правовой акт от 27.11.2010 № 311-ФЗ, который прекратит свое действие

Как известно, изначально планировалось, что новую редакцию закона должны были начать применять одновременно с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с 1 января 2018 года. Однако с указанной даты прошло без малого пять месяцев, а документ, который в конце апреля внесен в Государственную думу, до сих пор барражирует между чиновничьими кабинетами.

После принятия предметом регулирования закона станут:
- правоотношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов РФ;
- регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в РФ и вывозимыми из нее;
- регулирование отношений, связанных с введением запрета на оборот в РФ отдельных категорий товаров.
Напомним, что изначально проект был разработан без участия деловых кругов и в нем мало что учли из согласованных договоренностей, которые были достигнуты при разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Он уже в полном объеме применяется с начала текущего года.

Затем проект поступил в Министерство финансов, которому с января 2016 года таможенное ведомство подчиняется напрямую. На данном этапе подготовки документа представителям деловых кругов удалось присоединиться к работе над проектом. В результате бизнесу удалось реализовать часть своих предложений. Всего их было выдвинуто более 200.

К сожалению, из них удалось рассмотреть чуть больше половины. По итогам работы эксперты признают, что документ, который был доработан и местами переписан Минфином, стал намного лучше с точки зрения интересов бизнеса, чем первоначально подготовленный вариант, однако он еще далек от совершенства.

Так, при его подробном изучении эксперты Гильдии «ГЕРМЕС» выявили ряд норм, принятие которых существенно ухудшит текущее правовое регулирование деятельности таможенных представителей. Во-первых, таможенные органы планируют ограничить срок, за который почтовое отправление считается полученным адресатом, лишь шестью календарными днями с момента отправки.

Следует отметить, что данная позиция противоречит положениям постановления Правительства РФ от 24.03.2006 № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции». На сегодня «Почта России» в качестве максимального срока пересылки письменной корреспонденции гарантирует 11 календарных дней. Здесь также необходимо учитывать срок на получение письма из таможни в почтовом отделении связи.

Эксперты считают, что реальными последствиями нарушения заведомо неисполнимого срока для бизнеса может стать исключение из реестра таможенных представителей, что в текущих обстоятельствах равносильно прекращению деятельности компании на рынке околотаможенных услуг.

Для сведения: в новом таможенном законодательстве Республики Казахстан, которое уже действует, срок получения рассчитывается исключительно от даты фактического получения письма. Таким образом, решается основная цель, а именно - уведомление лица, а не желание рассчитать неисполнимые сроки и начать наказывать. Чтобы избежать упомянутых выше негативных для бизнеса последствий, Гильдия «ГЕРМЕС» предлагает увеличить срок, когда лицо считается уведомленным, до 12 календарных дней, как это предусмотрено почтовыми нормативами.

Во-вторых, таможенные органы планируют исключать таможенных представителей из реестра за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате платежей, причем сумма задолженности может составлять всего несколько копеек. При этом в действующей редакции закона есть норма, закрепляющая, что исключать из реестра можно, только если сумма задолженности превышает 500 тыс. рублей.

Известно, что исполнение обязанности таможенного представителя всегда обеспечено банковской гарантией на сумму 500 тыс. евро. Внося в закон приведенную выше норму, авторы фактически проигнорировали наличие гарантии, которая позволяет покрывать возникшую задолженность в пределах установленной суммы, и намерены исключать из реестра таможенного представителя задолжавшего несколько копеек.

Эксперты считают крайне несправедливой данную норму, которая, следует признать, содержится в ТК ЕАЭС. По данному вопросу в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) пояснили, что в соответствии с нормами ТК ЕАЭС национальным таможенным законодательством можно предусмотреть более щадящий порядок приостановления деятельности таможенного представителя. Этой опцией, например, в отношении своих таможенных представителей воспользовались законодатели Республики Казахстан.

Напомним, что, наряду с исключением из реестра, имеется возможность приостановления деятельности таможенного представителя до 30 дней. Это время дается на устранение всех выявленных нарушений, после чего статус возобновляется. Тем самым соблюдаются интересы государства по оплате платежей и т. п., а таможенные представители не лишаются своего бизнеса. Исходя из этого, предлагается внедрить данный механизм приостановления деятельности таможенных представителей при возникновении нарушений, тем более что нормы ТК ЕАЭС напрямую указывают на такую возможность.

В-третьих, ФТС России планирует вообще запретить таможенным представителям, ранее исключенным из реестра в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таможенных платежей, заниматься такой деятельностью впредь. Эту норму хотят применять не только к исключенному таможенному представителю, но и ко всем аффилированным с ним лицам.

Служба мотивирует это необходимостью чистки реестра от недобропорядочных участников. Однако хочется отметить, что для данной категории игроков рынка столь суровое ограничение не будет иметь никакого значения, так как они изначально регистрируются на подставных лиц, которые не связаны друг с другом.

При этом легальный бизнес может серьезно пострадать, например нарушив по недосмотру или случайно срок уплаты платежей всего на несколько копеек, зачастую такое может произойти по не зависящим от него причинам.

Эксперты Гильдии «ГЕРМЕС» подготовили свои предложения и обоснования необходимости изменений, заложенных в проект закона норм. Они были представлены на встрече с депутатом Госдумы Андреем Ветлужских, в ходе которой обсуждались принципиально важные положения нового закона, влияющие на деятельность таможенных представителей и участников ВЭД.

Все предложения переданы в профильный комитет Государственной думы, назначенный в качестве соисполнителя по работе над проектом федерального закона, с просьбой учесть их и тем самым восстановить справедливость. Бизнес рассчитывает, что депутаты прислушаются к его мнению и не ухудшат положение таможенных представителей, хотя бы в сравнении с нынешним состоянием, или относительно коллег из Казахстана.

Комментариев нет

Закон не должен навредить - Обзор прессы

Не пропустите

;