Рынку нужны четкие и понятные правила

За последнее время импорт фруктов и овощей в нашу страну претерпел кардинальные изменения, которые во многом обусловлены геополитическими событиями, произошедшими с участием России. Начало процессу было положено в 2014 году, когда ряд государств наложили санкции в связи с присоединением Крыма и конфликтом на востоке Украины

Как известно, на этот «недружественный шаг» мы ответили запретом на ввоз «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению».

Продовольственное эмбарго вводилось в три этапа: с 2014 года в отношении стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии; с 2015 года в отношении Исландии, Лихтенштейна, Албании и Черногории; с 2016 года в отношении Украины.

Своим видением нынешней ситуации на рынке заморских фруктов и овощей поделилась президент Ассоциации импортеров плодоовощной продукции (АИПП) Ирина КАПИТАНОВА. Она также рассказала об имеющих место административных барьерах и обозначила основные задачи, которые в этой связи стоят перед возглавляемой ей общественной организацией.

- Ирина Александровна, ваша ассоциация зарегистрирована в 2016 году, что стало главной причиной для ее появления?

- Считаю, что веление времени. Уже по названию видно, что АИПП образована по инициативе участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), занимающихся импортом плодоовощной продукции. Формально ассоциация появилась два года назад, но к ее созданию мы приступили в 2014 году, после известных всем событий. Их результатом стало фактическое разрушение сложившихся за два десятилетия цепей поставок в Россию из-за рубежа плодоовощной продукции.

Как известно, она также входит в перечень товаров, попавших под наше продовольственное эмбарго. В итоге прекратился ввоз фруктов и овощей из стран, которые длительное время традиционно ими нас обеспечивали. До этого на долю этих поставщиков приходилось приблизительно две трети всех фруктов, треть овощей.

В резульате, по оценке экспертов, по сравнению с 2014 годом в 2016-м потребление фруктов и ягод на одного человека в России сократилось с 64 кг до примерно 34 кг, при рекомендуемой норме от 60,0 кг до 118,1 кг. Сейчас среди фруктов по объемам ввоза лидируют бананы, далее идут апельсины, яблоки, мандарины, лимоны, груши и виноград. Также импортируются картофель, морковь и другие овощи.

Оказавшиеся в новых реалиях основные участники фактически схлопнувшегося рынка поняли, что в одиночку выжить вряд ли получится. Вот на этом фоне и появилось наше профессиональное объединение.

- Это вполне закономерно и оправданно. Какие главные задачи поставило оно перед собой и как вы их решаете?

- На первом этапе нужно было разобраться с происходящим на рынке, определить и объединить его главных игроков. Как вы понимаете, лишившись возможности заниматься импортом плодоовощной продукции из попавших под эмбарго стран, многие компании фактически оказались на грани банкротства. Ведь для них поставки из-за рубежа являлись основным видом деятельности.

Они столкнулись с необходимостью срочно найти новых поставщиков, способных полноценно заменить прежних. Причем искать нужно было в странах, с которыми ранее не работали. По объективным причинам применительно к нашей группе товаров по ряду позиций оперативно решить эту задачу оказалось сложно. Производители из не попавших под эмбарго государств просто не могли предложить нужный ассортимент фруктов и овощей, да еще и в объемах, способных покрыть потребность российского плодоовощного рынка. Были и другие причины, не позволяющие быстро ликвидировать образовавшийся дефицит.

- Что вы имеете в виду?

- Нехватку времени. Поясню. Прежде чем какой-либо фрукт или овощ, особенно импортный, попадет на наш прилавок, он должен пройти сложную и многоступенчатую процедуру, включающую в том числе множество экспертиз. В различных государственных контролирующих органах нужно получить массу разрешений, согласований и сертификатов.

Поскольку в нашем случае под запрет попал ввоз не какого-то конкретного товара, а сама страна его происхождения, то все прежние разрешительные документы в одночасье обесценились. Сертификат качества или соответствия, полученный, например, на польские яблоки, нельзя применить при импорте аналогичных плодов из Сербии, не попавшей под эмбарго. В этом случае разрешительную процедуру нужно проходить по новой.

Если на место ушедших с рынка традиционных стран-импортеров плодоовощной продукции удалось сравнительно быстро найти замену, в той же Латинской Африке или на Ближнем Востоке, то оперативно наладить собственно поставки фруктов и овощей не получилось. Как результат, на рынке возник дефицит, а соответственно, выросли цены. Почувствовав высокий спрос на свою продукцию, потенциальные продавцы стали их неоправданно задирать.

Стало понятно, что наш плодоовощной рынок нужно приводить в прежний цивилизованный вид. Сейчас ситуация постепенно выправляется, но, к сожалению, не так быстро, как того хотелось бы. Отмечу, что, наряду с традиционными компаниями-импортерами, данную категорию продукции за рубежом напрямую, без посредников, закупают и крупнейшие сетевые ритейлеры.

- Они присоединились к АИПП?

- Конечно, многие из них уже стали нашими партнерами. Мы изначально решили объединить именно крупные сети, доля которых на рынке достигает до 25%. Считаю, что нам удалось предложить им общественную площадку, где можно не только формулировать имеющиеся проблемы и задачи, но и выносить их на обсуждение, причем на все уровни власти. Как отмечают сами госорганы, им очень сложно и не продуктивно разговаривать с отдельными участниками рынка. Чтобы взаимодействие было более результативным, власти призывают бизнес объединяться в отраслевые ассоциации и через них озвучивать свою проблематику.

Идея консолидации нашла отклик у деловых кругов. Ведь при импорте ритейлеры вынуждены решать те же вопросы, преодолевать такие же сложности, что и другие участники плодоовощного рынка. Им приходится самостоятельно выстраивать отношения и с поставщиками, и с контролирующими органами. Поэтому многие сети без колебаний вошли в ассоциацию, доверив ей решение проблем, в том числе связанных с регулированием торговой деятельности, формированием четких и понятных правил ведения бизнеса, выстраиванием доверительных и прозрачных отношений с госорганами.

- Таможня входит в их число?

- Безусловно, причем в приоритетном порядке. Ведь ее должностные лица являются первыми контролерами, с которыми импортеры сталкиваются при ввозе товара в страну. В перспективе в нашем секторе роль таможни будет только возрастать. Ведь вскоре она может получить полномочия по проведению в автомобильных пунктах пропуска через госграницу в полном объеме ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля. Соответствующий закон уже проходит согласование, а в ряде пунктов пропуска проходит эксперимент по осуществлению таможенниками перечисленных видов проверок.

Поэтому АИПП уделяет особое внимание развитию взаимодействия с ФТС России. Данная работа ведется при поддержке Общественного совета при таможенной службе. Уже получено согласие на формирование некой общественной площадки, на которой можно будет не только сформулировать и обозначить перед ФТС России имеющиеся у импортеров проблемы, но и совместными усилиями вырабатывать возможные пути их решения, которые устроили бы всех.

Сейчас эта работа имеет главную значимость, ведь завершается согласование новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ». После принятия вкупе с уже действующим с 1 января 2018 года Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) он станет основным документом, которым будут руководствоваться и таможенники, и участники ВЭД. Поэтому эксперты АИПП активно участвуют в работе над законом.

От того, каким он в итоге получится, во многом будут зависеть условия ведения бизнеса, в которых окажутся и импортеры плодоовощной продукции. По мере возможности мы лоббируем их интересы через другие отраслевые ассоциации, общественные организации. Такие как «Деловая Россия», Гильдия «Гермес», НП «ОПОРА», Российский союз промышленников и предпринимателей, Агентство стратегических инициатив.

- Что в этом плане удалось сделать?

- Нами представлен ряд предложений, которые имеют принципиальное значение при организации таможенного администрирования и рыночного регулирования нашего достаточно узкого сектора, который ограничен группой плодоовощных товаров. Однако оказалось, что ряд наших проблем так же злободневен и для импортеров других товаров.

Отмечу, что с недавних пор в отношении нашей сферы наметился рост количества контролирующих мероприятий, которые проводят госорганы в лице Россельхознадзора, Роспотребнадзора и ФТС России. В результате участники рынка несут дополнительные издержки, которые необоснованны и неоправданны. Мы считает, что любой контроль, который, безусловно, необходим, должен был логичным, понятным и небесполезным. Если таможня решила провести досмотр товара, то для этого нужны веские причины, а сам он должен быть оправдан с точки зрения конечной цели.

Отмечу, что при содействии Торгово-промышленной палаты (ТПП) России перед таможенной службой удалось поднять одну из наболевших у импортеров фруктов и овощей тем – необходимость совершенствования применяемой в порту технологии взвешивания плодоовощной продукции. Стандарты, которыми сегодня пользуется ФТС России, не соответствуют европейским нормам.
По нашей просьбе в 2017 году ТПП Ленинградской области при поддержке ТПП России занималась созданием новой методики, основанной на требованиях ГОСТа и международной практики. Она позволяет регулировать и учитывать все значимые параметры измерения веса, начиная от температуры воздуха в помещении и заканчивая правилами округления результатов. Сейчас методика применяется всеми ТПП.

Надеемся, что вскоре ее возьмут на вооружение и таможенные органы. На то, что это необходимо сделать, удалось обратить внимание депутатов Государственной думы в ходе прошедшего с их участием круглого стола под председательством заместителя председателя Госдумы Ольги Епифановой.

- В последнее время ФТС России уделяет приоритетное внимание борьбе с фирмами-«однодневками», формированию некоего перечня добросовестных участников ВЭД. Ваша ассоциация работает в этом направлении?

- Безусловно, как и ФТС России, мы крайне заинтересованы в применении в нашем секторе рынка добросовестных форм ведения бизнеса, установлении с партнерами, контрагентами и госорганами цивилизованных и прозрачных отношений. Перечень имеющихся «хотелок» можно продолжать долго. Все перечисленное очень важно для нас, так как после упоминавшихся ранее событий в сфере импорта плодоовощной продукции сложилась очень непростая ситуация.

Появилось много желающих воспользоваться существующим положением и получить дополнительную выгоду, причем не всегда законным путем. Поскольку права легально поставлять продукцию в Россию лишились целые страны, кое у кого возник соблазн попытаться ввезти ее окольными путями. Спрос породил предложения, сразу всплыли «серые» компании, которые начали составлять различные обходные схемы перемещения «санкционки» через границу. О таких фактах хорошо известно.

В итоге в проигрыше оказались и добропорядочные участники ВЭД, и простые потребители. Первые столкнулись с резким ростом недобросовестной конкуренции, вторые – с риском покупки некондиционных фруктов и овощей. Их импорт - это сложный технологический процесс, предполагающий соблюдение при перевозке особых условий, например поддержания оптимальной температуры. Санкционные товары, как правило, доставляют не в специальных рефрижераторах, а в обычных контейнерах, да еще и без обязательных санитарных паспортов.

В этих условиях легальный бизнес несет значительные потери. Так, по данным ФТС России, за 11 месяцев 2016 года импорт в страну по всем позициям ассортиментного ряда овощей снизился почти на 50%, не лучше обстояли дела и с фруктами. При этом отмечу, что с недавних пор ситуация стала несколько меняться в лучшую сторону. Сейчас АИПП помогает госорганам в работе по «обелению» рынка от недобросовестных участников ВЭД, противодействию ввозу санкционных, контрафактных и, следовательно, небезопасных товаров.

- Ряд специалистов утверждают, что во многом падение импорта овощей и фруктов произошло из-за выхода на рынок отечественных производителей. Что вы думаете по этому поводу?

- На мой взгляд, рост поставок российской продукции является не причиной, а следствием. Поскольку с рынка ушли иностранные продукты, ставшие санкционными из-за страны происхождения, в новых условиях импортные фрукты и овощи перестали поставляться в прежнем объеме, возникшую нишу как раз и начали занимать отечественные товары. Даже те, которые ранее не могли конкурировать с заморскими аналогами ни по цене, ни по качеству. При этом некоторые из них дешевле и лучше не стали. Как результат, цена на фрукты и овощи существенно выросла. В условиях дефицита так происходит всегда.

Чтобы остановить эту негативную тенденцию, важно сформировать перед государственными контролирующими органами некий пул добросовестных участников ВЭД. Этим АИПП сейчас активно занимается. Мы внимательно следим за географией плодоовощных поставок. Отмечу, что с недавних пор существенно вырос импорт из Азербайджана, Израиля, Молдовы, Марокко, Турции, ряда стран Африки и Латинской Америки. При этом поставки фруктов и овощей из ряда государств контролирующие органы обоснованно относят к рисковым.
- Ирина Александровна, из сказанного следует, что впереди у АИПП много важной и нужной для импортеров плодоовощной продукции работы. Поэтому в финале нашего разговора хочется пожелать вам успехов и скорейшего решения наиболее актуальных для участников вашего рынка проблем. Наше издание готово оказывать ассоциации информационную поддержку.

- Большое спасибо, мы обязательно воспользуемся данным предложением и продолжим взаимодействие.

 
< Ранее  

Комментариев нет

Рынку нужны четкие и понятные правила - Обзор прессы

Не пропустите

;