Электронным документам пока неуютно

Версия для печати

Без внесения существенных изменений в некоторые положения действующих ныне законодательных актов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) невозможно рассчитывать на дальнейшее развитие в ближайшей перспективе электронного документооборота, который осуществляется в морских пунктах пропуска при проведении ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля

Правки следует внести в тексты документов, регламентирующих осуществление данных процедур государственными контролирующими органами (ГКО), которые работают в морских портах, в том числе в Большом порту Санкт-Петербург.
По мнению экспертов, соответствующие изменения следует как можно быстрее внести в решения Комиссии Таможенного союза (КТС) от 18.06.2010 № 317 «О принятии единых ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» и № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе». Такая необходимость продиктована тем, что на данный момент информационные системы государств - членов ЕАЭС, в первую очередь их государственных контролирующих органов, имеют существенное различие в уровне развития.

В то же время у каждой из стран Союза должна быть возможность обеспечить реальное применение в полном объеме или частично при проведении указанных форм государственного контроля электронного документооборота. Внесение поправок в указанные ранее правовые акты позволят при необходимости и наличии соответствующей возможности объединять в один общий процесс имеющие место различные этапы контроля.

Уточню, что решение вопросов, связанных с изменением положений перечисленных решений, находится в компетенции Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Здесь следует отметить, что Экспертная группа по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска уже выработала конкретные рекомендации по усовершенствованию ряда норм действующих законодательных актов ЕАЭС.

Они были составлены на основе результатов анализа Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе ЕАЭС, утвержденного решением КТС от 18.06.2010 № 318. По мнению экспертов, в нем имеются пункты, применение которых реально препятствует внедрению указанного электронного документооборота.

Так, пункт 4.1 содержит в себе риск возможного отказа по формальным основаниям государственных органов стран Союза, осуществляющих карантинный фитосанитарный контроль, от использования в своей работе электронных документов (формализованных электронных видов, скрепленных электронной цифровой подписью).

Дело в том, что в тексте данного пункта никаким образом не предусмотрена возможность представления документов в электронном виде. Получается, что на сегодня в ЕАЭС электронные документы не уравнены в правах со своими аналогами на бумажных носителях. Поэтому, чтобы сделать легитимными, их для начала следует должным образом легализовать. Только после этого можно будет говорить о том, что для перехода на территории Союза на электронный документооборот имеются все необходимые предпосылки и условия, в том числе и позволяющая это сделать законодательная база.

Напомню, что в приложении к упоминавшемуся Положению приводятся требования к проставляемым на документах штампам, которые свидетельствуют о завершении контроля и принятых решениях. На сегодня используются восемь видов различных штампов. Эксперты считают, что для введения электронного документооборота в тексте Положения необходимо сделать оговорку о возможности замены в ряде случаев стандартных штампов на электронные сообщения.

При этом они должны быть нужным образом формализованы в соответствии с национальным законодательством государства - члена ЕАЭС, сделать это следует с учетом уровня развития информационной системы того или иного уполномоченного государственного органа каждой из стран Союза.

Как известно, сейчас основным документом при ветеринарном контроле является ветеринарный сертификат, выданный соответствующим органом страны, из которой осуществлялся экспорт товара. Он представляется в государственный контролирующий орган страны-импортера в виде оригинала документа, оформленного надлежащим образом.

Данное правило утверждено решением КТС от 18.06.2010 № 317. При этом в нем не предусмотрена возможность представления формализованного вида ветеринарного сертификата, скрепленного электронной цифровой подписью (ЭЦП). По этой фактически формальной причине участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не может использовать в своей работе электронную форму указанного документа.

Даже с учетом того, что Российская Федерация, обладающая достаточно развитой информационной системой своих ГКО, с 1 июня 2018 года официально перешла на применение данного вида ветеринарных сертификатов, указанное ограничение, ликвидировать которое можно лишь на уровне ЕЭК, в настоящее время реально препятствует применению электронного документооборота при ветеринарном контроле в должном объеме.

Чтобы исправить ситуацию, эксперты предлагают закрепить в Положении тождественность ветеринарного сертификата на бумажном носителе и его формализованной электронной копии, скрепленной ЭЦП. Также следует предусмотреть, что при возникновении необходимости в исключительных случаях у органа госконтроля должна быть возможность запрашивать у участника ВЭД оригинал документа для его сверки с представленным электронным аналогом.

Кроме того, у экспертов имеются вопросы к пункту 3.15 Положения. По их мнению, для обеспечения полномасштабного введения электронного документооборота его следует дополнить оговоркой, которая будет предусматривать возможность замены стандартных штампов электронными сообщениями в соответствии с национальным законодательством государства Союза в зависимости от уровня развития информационной системы его уполномоченного госоргана. Кроме того, в пункт 6.12.2 необходимо внести уточнение о том, что указанные в нем документы могут представляться в виде формализованных электронных копий.
Эксперты надеются, что выработанные ими предложения по совершенствованию законодательных актов ЕАЭС будут не просто приняты ЕЭК к сведению, а найдут реальное отражение в перечисленных выше документах в виде внесенных в них соответствующих поправок.

Если в ближайшее время этого не произойдет, то российским участникам ВЭД вряд ли стоит рассчитывать на возможность осуществления в обозримой перспективе перехода на реальный электронный документооборот при осуществлении ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля в морских пунктах пропуска.


Анастасия ЧУРСИНА,
эксперт Экспертной группы по развитию
электронного документооборота
в морских пунктах пропуска
«Таможенные новости»

Показать больше