Пора начать действовать сообща

Согласно вступившим в силу в этом году новым таможенным правилам опытным компаниям - уполномоченным экономическим операторам (УЭО), получившим этот статус до 31 декабря 2017 года, для его сохранения необходимо в течение 2019 года пройти процедуру переоформления. В противном случае они потеряют право называться УЭО и не смогут пользоваться предоставляемыми им законодательно специальными упрощениями.

Чтобы этого не произошло, как уже отмечал, всем УЭО необходимо к 31 декабря будущего года в полном объеме, особо это подчеркну, завершить переоформление своего нынешнего статуса УЭО в соответствии с нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Как показывает и теория, и практика, средняя расчетная продолжительность процедуры получения нового свидетельства может составить до 9 месяцев. Исходя из этого, расчеты показывают, что компании, которые начнут решать данный вопрос позднее 1 апреля 2019 года, могут в итоге не успеть завершить процедуру к моменту окончания переходного периода.

Как справедливо указывают эксперты, исходя из складывающейся на сегодня ситуации, уже в ближайшей перспективе актуальность проблемы, обусловленной достаточно большой продолжительностью сроков переоформления, начнет неуклонно возрастать. Дело в том, что в силу объективных причин подавляющее большинство компаний-УЭО еще не начало делать даже первые необходимые в этой ситуации телодвижения и заняло некую оправданно-выжидательную позицию.

Уже сейчас понятно, что «ждать милостей от природы» в лице ФТС России и региональных таможенных органов как минимум наивно. Поэтому можно с большой долей уверенности утверждать: если в ближайшие четыре месяца (до 01.04.2019) ситуация в корне не изменится, а компании, которые сейчас держат паузу, не направят в уполномоченные таможенные органы заявления о переоформлении статуса УЭО, то они рискуют впоследствии столкнуться с тем, что ФТС России просто физически не сможет до установленного законом дня «Х» обработать все поступившие запросы.

Для компаний, которые своевременно не получат новые свидетельства, это будет означать, что после с 1 января 2020 года они не только будут вынуждены приостановить применение предусмотренных для УЭО специальных упрощений. Так, претендентов на получение свидетельства УЭО 3-го типа, которые не завершат процедуру переоформления в срок, может поджидать еще один неприятный сюрприз.

Он кроется в положениях подпункта 1 пункта 5 статьи 433 и пункта 3 статьи 465 ТК ЕАЭС, которые предполагают, что для получения свидетельства УЭО 3-го типа компания должна иметь двухлетний стаж работы в качестве УЭО. Не стоит исключать вероятность того, что в этой ситуации ФТС России может выбрать традиционно консервативный для нее подход к трактовке закрепленных ТК ЕАЭС условий, то есть посчитать, что на момент принятия решения о включении в реестр УЭО 3-го типа компания обязана не только иметь необходимый стаж, но и быть включенной в реестр УЭО в момент принятия решения о выдаче свидетельства УЭО 3-го типа.

Поспешишь, других насмешишь

Если служба примет такую трактовку, то она реально лишит возможности получить свидетельство 3-го типа те компании, которые не переоформили в срок свой статус и по этой причине были исключены из реестра. Конечно, можно будет попытаться одновременно получить свидетельства 1-го и 2-го типа, что открывает перед УЭО те же возможности, что и свидетельство 3-го типа. Однако затраты на приобретение двух указанных документов гораздо выше, чем на получение третьего.

В этой связи напрашивается вопрос: если опоздание с переоформлением несет в себе такие риски, то почему же в массе своей УЭО не торопятся подавать заявления в ФТС России и запускать столь важную процедуру? При этом, в целом объективно оценивая риски складывающейся ситуации, ведомство в последнее время все активнее призывает бизнес не затягивать с переоформлением.

Ответ, в принципе, находится на поверхности. Дело в том, что ФТС России до сих пор четко не сформулировала правила, по которым она в будущем намерена играть (работать) с УЭО. Именно поэтому большинство компаний предпочитает повременить с переоформлением своих свидетельств, посчитав, что «не зная броду, не стоит соваться в воду». Пока же у бизнеса нет четкого ответа на ряд вопросов, прежде всего касающихся конкретных требований таможни к системе внутреннего учета, используемой УЭО в его работе.
На данный момент от службы по этому поводу поступило слишком мало информации, а ее отсутствие не только не проясняет ситуацию, а лишь провоцирует появление новых, более острых вопросов. В ответ ФТС России предпочитает обходиться яркими, но, к сожалению, малосодержательными выступлениями представителей службы на различных конференциях и размещением презентаций о них на своем официальном портале.

Так, в интервью газете «Ведомости» (опубликовано 23.10.2018) руководитель ведомства Владимир Булавин сказал: «Уполномоченных операторов действительно мало - всего 185 компаний. И дело не в том, что наши требования слишком жесткие, просто мало кандидатов. Но мы этот институт будем развивать». При этом не понятно, как служба собирается это делать на практике.

Например, относительно системы учета операторов ФТС России ограничилась лишь размещением еще весной 2018 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов предварительного варианта своего приказа об отчетности УЭО, который пока так и остается проектом. Правда, на портале службы недавно появился раздел, посвященный УЭО, но по интересующему всех вопросу там приведен лишь один малоинформативный комментарий.

Опять эксперименты

Не проясняет ситуацию и инициатива ФТС России о проведении с рядом крупных компаний эксперимента «по проверке таможенными органами наличия системы учета товаров, предоставления удаленного доступа к содержащимся в ней сведениям лиц, претендующих на включение в реестр УЭО и включенных в него, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО)». Как пояснили в ведомстве, этот пилотный проект ставит целью «выработку технического решения по накоплению информации из системы учета компании-УЭО в промежуточной базе – «витрине данных» - с последующей выгрузкой полученных сведений в ЕАИС ТО».

У бизнеса по этому эксперименту сразу возникло очень много вопросов. Начиная с очевидно избыточного объема специфической информации, которая, по мнению ФТС России, должна включаться в учетные данные по УЭО. Здесь изначально заложено противоречие принципу «рационального ведения бухгалтерского учета», поскольку не обеспечено разумное соотношение затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) запрашиваемой информации.

Эксперты также обратили внимание на необоснованно продолжительный, по их мнению, срок проведения эксперимента: он продлится до августа 2019 года. Получается, что на момент его завершения до финиша процедуры переоформления останется всего четыре месяца. Кроме того, имеются пробелы в определении правового статуса «удаленного доступа таможни к системе учета УЭО». Это не позволит при его организации четко определить права и обязанности сторон.

На наш взгляд, необоснованно расширен перечень лиц, в отношении которых таможенные органы могут предъявлять требования о необходимости согласования регламента информационного обмена, составе и формате данных в системе учета УЭО. При предлагаемом службой подходе, скорее всего, произойдет смешение традиционных импортеров с УЭО, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела с предъявлением требований о приеме к бухгалтерскому учету таможенного представителя товаров, перемещаемых его клиентами.

Еще один долгожданный документ, разработку которого все еще ведет ФТС России, – новый административный регламент по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов. К сожалению, на момент написания статьи он не был издан. Поэтому до сих пор никто не может разъяснить компаниям требования ФТС России, которые она намерена предъявлять к УЭО.

Если в ближайшее время ситуация не изменится и служба не завершит работу по формированию нормативной базы, регламентирующей условия и процедуру прохождения проверок при включении в реестр УЭО, то не исключено, что на момент завершения переходного периода число компаний, обладающих статусом УЭО, в России резко сократится.

Возьмемся за руки, друзья…

Чтобы этого не произошло, ведомству необходимо, во-первых, как можно быстрее сформировать четкую и внятную стратегию и структуру требований к системе учета УЭО. Она должна основываться на принципе рациональности и учитывать отраслевые особенности тех или иных компаний-операторов. При этом следует предусмотреть отдельные подходы и требования к оптовикам, ритейлерам, производственникам и компаниям, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.

Считаю, что служба должна дать бизнесу внятный ответ на простой вопрос: как с наименьшими затратами для заинтересованных сторон может быть обеспечена возможность сопоставлять сведения из систем учета УЭО с данными, имеющимися у таможни? Только после формирования указанной стратегии можно будет начинать обсуждение тактических и технических вопросов ее реализации.

Пока, к сожалению, ФТС России сосредоточилась лишь на обсуждении мелких и второстепенных технических вопросов, предпочитая проводить эксперименты по обкатке экзотических решений для нескольких частных ситуаций. На фоне неуклонно приближающегося окончания переходного периода нынешняя ситуация, когда и ФТС России, и компании выдерживают некую выжидательную паузу, положение дел вокруг УЭО приобретает все более и более негативный оттенок. По мнению экспертов, только незамедлительное и конструктивное решение накопившегося вороха вопросов позволит спасти институт УЭО в России от краха, наступление которого может стать реальностью с каждым впустую прожитым днем.

Объективно оценивая нынешнее положение дел, бизнес приходит к пониманию того, что ему нынче не резон требовать от ФТС России для себя чего-либо сверхестественного, а тем более прилагать собственные усилия для решения общей проблемы. Уже понятно, что выход из нее находится на поверхности, но обеспечить его за счет своих сил и средств бизнес не в состоянии из-за ограниченности имеющихся у него компетенций и ресурсов, в том числе и административных.

Однако правило про «спасение утопающих» пока никто не отменял. Поэтому заинтересованным компаниям, как имеющим статус УЭО, так и тем, кто только планирует получить его в будущем, пора объединить усилия и создать свое профессиональное сообщество. Только объединившись, мы получим реальную возможность донести свою единую позицию и обеспокоенность нынешней ситуацией до ФТС России и постараться вместе с таможенным ведомством найти приемлемые для всех варианты решения проблем, возникших на данном этапе перед уполномоченными экономическими операторами.

Комментариев нет

Пора начать действовать сообща - Обзор прессы

Не пропустите

;