Дополнительные начисления при импорте

В последние годы многие стороны процесса поставки товара от продавца к покупателю, кроме различного рода правовых актов, регламентируются международными правилами Инкотермс (англ. Incoterms, International commercial terms). Их последняя редакция была принята в 2010 году. Они представлены в формате словаря.

Уточню, что до его выхода в свет при ведении международной торговли ее участники пользовались документом, выпущенным в 2000 году. Первый вариант свода правил Международная торговая палата (МТП) опубликовала более 80 лет - 1936 году. Вместе с Инкотермс-2010 всего было подготовлено восемь выпусков документа. При их составлении разработчики изначально стремились «обеспечить однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли частного характера, прежде всего относительно франко (англ. free — очистки) — места перехода ответственности от продавца к покупателю».

Термины, применяемые при ведении внешней торговли, определены в международном признанном документе и используются, например, в разработанном МТП стандартном контракте (договоре) международной купли-продажи различных товаров. Так, Инкотермс позволяет четко распределить обязанности и ответственность сторон, возникающие при заключении ими указанного документа.

Как показывает опыт, при таможенном оформлении грузов в России особое внимание необходимо уделить соблюдению обязанности по оплате фрахта до границы РФ и страхованию грузов конкретным участником сделки. Дело в том, что по действующим правилам эти расходы необходимо учитывать при определении таможенной стоимости товаров, на основе которой с участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) впоследствии будут взиматься причитающиеся таможенные пошлины и налоги.

Следует отметить, что в Инкотермс-2010 приводятся базисные условия поставки. Среди них EXW (англ. ex works, франко-склад, франко-завод: товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца, оплата экспортных пошлин вменяется в обязанность покупателю); FAS (англ. free alongside ship: товар доставляется к судну покупателя, при этом в контракте указывается порт погрузки, а перевалку и погрузку оплачивает покупатель); FOB (англ. free on board: товар отгружается на судно покупателя, перевалку оплачивает продавец); FCA (англ. free carrier, франко-перевозчик: товар доставляется основному перевозчику заказчика к указанному в контракте терминалу отправления, в данном случае экспортные пошлины уплачивает продавец).

Не учел - заплати

Перечисленные условия поставки предполагают, что транспортировка товаров оплачивается получателем, то есть она не входит в фактурную стоимость товара. Поэтому при осуществлении процедуры импорта на данных условиях поставки расходы на транспортировку всегда необходимо вносить в декларацию таможенной стоимости (ДТС) как дополнительные расходы. С указанной суммы таможня, естественно, дополнительно начислит пошлину и налог на добавленную стоимость (НДС).

При этом в качестве подтверждения таможенной стоимости, заявленной в декларации на товары (ДТ), в таможенный орган (ТО) вместе с ДТ следует представлять договор по перевозке (транспортировке), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и оформленную должным образом счет-фактуру (инвойс) за перечисленные услуги.

Обращаю внимание, что некоторые базисные условия поставки, представленные в Инкотермс-2010 (CFR, CIF, CIP, CPT, DAT, DAP, DDP) и Инкотермс-2000 (DES, DEQ, DDU, DAF), предполагают, что за транспортировку груза до указанного места поставки отвечает продавец. В данном случае стоимость доставки груза должна быть включена в фактурную цену товара. Поэтому при расчете таможенной стоимости в ДТС ее не следует вносить как дополнительные расходы. В таком случае договор по перевозке товаров и счет-фактуру представлять в таможню не требуется.

Однако при работе с такими условиями поставки, как CFR, CIF, CIP, CPT, DAT, DAP (Инкотермс-2010) и DES, DEQ, DAF (Инкотермс-2000), нужно быть внимательным с поименованным пунктом поставки груза. Дело в том, что в некоторых случаях продавец может брать на себя обязательства по перевозке не до конечного пункта назначения, а до промежуточного или перевалочного. При таком варианте транспортировку от указанного пункта до границы РФ покупатель осуществляет за свой счет, следовательно, при расчете таможенной стоимости эти расходы необходимо вносить в декларацию таможенной стоимости (ДТС).

Например, товар везется из Бельгии на условиях поставки DAP Luebeck. В этом случае нужно учитывать: хотя условия DAP (англ. delivered at place: поставка в место назначения, указанное в договоре, импортные пошлины и местные налоги оплачиваются покупателем) возлагают на продавца все риски, связанные с транспортировкой товара, эти обязанности он уже выполнил, когда доставил груз в Любек. Поэтому, если при расчете таможенной стоимости в нее не будет включена стоимость транспортировки товара из Любека до границы РФ, при оформлении товара таможенные органы обязательно заведут дело об административном правонарушении и потребуют доплатить таможенные платежи с недостающей суммы.

Если нужна страховка

Как известно, в Инкотермс есть только два базисных условия поставки, которые предполагают обязательное страхование груза продавцом. Одно из них CIF (англ. cost, insurance and freight), это то же, что и CFR (cost and freight: товар доставляется до указанного в договоре порта назначения покупателя, страховку основной перевозки, разгрузку и перевалку оплачивает покупатель), но в данном случае основную перевозку страхует продавец.

Второе - CIP (англ. carriage and insurance paid to…), это то же, что и CPT (англ. carriage paid to…: товар доставляется главному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец, расходы по страховке несет покупатель, импортную растаможку и доставку с терминала прибытия главного перевозчика осуществляет покупатель).

При перевозке грузов на указанных условиях сумма страховки должна быть уже включена в фактурную стоимость товара, а в ДТ обязательно должен быть указан страховой полис. Если используются другие условия поставки, страхование груза осуществляется по договоренности сторон. В тех случаях, когда груз не страхуется, в таможню следует представлять соответствующее информационное письмо. В противном случае в процессе оформления ТО может запросить пояснение по страхованию. Если груз страховался, в ДТС должна быть внесена страховая премия как дополнительные расходы. При этом в таможню обязательно представляется страховой полис.

В данном случае участнику ВЭД нужно быть внимательным с валютой страховой премии. Как правило, страхование рассчитывается в валюте договора купли-продажи, но оплачивается премия в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты. При расчете же таможенной стоимости сумму страхования необходимо указывать в той валюте, в которой она была оплачена. Это необходимо делать, чтобы из-за разницы курса валют (на день фактической оплаты и на день подачи декларации на товары) сумма, внесенная в ДТС, не получилась меньше фактически уплаченной. В таком случае таможенные органы могут настаивать на том, что таможенная стоимость занижена и таможенные платежи уплачены не полностью.

Комментариев нет

Дополнительные начисления при импорте - Обзор прессы

Не пропустите

;