Везем товары по железной дороге

В этой статье речь пойдет о некоторых особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) железнодорожным транспортом

Они обусловлены вступлением в силу Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС и двух Федеральных законов РФ от 03.08.2018: № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 302-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», речь о статье 165 НК РФ.

В отношении прибывающих из-за рубежа товаров таможенные операции совершаются по определенной схеме. Уточню, что в целом она применяется ко всем основным видам транспорта. Начинается процесс с автоматического получения предварительной информации (ПИ) и предварительной электронной транзитной декларации (ПЭТД). Поступившие от перевозчика сведения проходят предварительный анализ в рамках системы управления рисками (СУР).

Обработка товаров в таможенном отношении начинается после их прибытия на железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП). Она включает регистрацию в ручном режиме уведомления о прибытии товаров на основе электронного вида ПИ и представленных товаросопроводительных документов (ТСД). Если это необходимо, то в ЖДПП могут совершаться таможенные операции, связанные с временным хранением товаров.

Электронная транзитная декларация (ЭТД) может регистрироваться на основе ПЭТД, а также при необходимости и выпускаться. Если товар декларируется удаленно, например в центре электронного декларирования (ЦЭД), то выдается разрешение на его убытие непосредственно с ЖДПП.

В режиме ускорения

Сейчас таможенные органы уделяют особое внимание автоматизации. Этого требует Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года. В ней установлены ключевые показатели по реализации плана «10 шагов навстречу бизнесу». К 2020 году доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций на импортируемые товары, поданных участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) низкого уровня риска, должна достичь 99%, а автоматически выпущенных – 80%.
Осуществление в автоматическом режиме основных таможенных операций, в том числе и в ЖДПП, позволит их существенно ускорить. При этом некоторые из них, совершаемые в разных местах и в разное время, следует увязать в единую цепь взаимосвязанных событий, а информацию направлять в единый свод данных о товарах и транспортных средствах.

Уточню, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Союза товаров, перевозимых железнодорожным транспортом. Сделать это нужно в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, или иного срока, определенного законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании. В этом случае в зависимости от вида транспорта представляются документы и сведения, предусмотренные статьей 89 Кодекса Союза.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 85 ФЗ № 289 перевозчик обязан уведомить о прибытии товаров, перемещаемых через границу железнодорожным транспортом, в течение 4 часов с момента постановки железнодорожного состава в зону таможенного контроля в пункте пропуска. Если поезд прибыл вне времени работы таможенного органа, то это следует сделать в течение 4 часов с момента начала его работы. Отмечу, что в новом законодательстве данный срок сокращен в три раза, ранее на это отводили 12 часов.

Пунктом 8 статьи 85 ФЗ № 289 предусмотрено, что в течение 10 минут с момента получения уведомления о прибытии товаров в журнале по их регистрации с помощью штатных программных средств фиксируется дата и время получения уведомления. Пункт 5 статьи 88 ТК ЕАЭС предусматривает, что перевозчик или иные лица, указанные в статье 83 ТК ЕАЭС, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, если законодательством государств Союза не установлен иной срок в отношении товаров, перевозимых по железной дороге, обязан совершить одну из таможенных операций.

Товары следует поместить на временное хранение или в устанавливаемом законом порядке перевезти из мест прибытия до места временного хранения, а также осуществить их таможенное декларирование. Кроме того, товары можно поместить под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой/логистической СЭЗ или вывезти из Союза.
При этом Россия воспользовалась своим правом и на национальном уровне определила, что в отношении товаров, прибывших по железной дороге, одну из таможенных операций, предусмотренных пунктом 5 статьи 88 ТК ЕАЭС, следует совершать в течение 12 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии (подпункт 2 пункта 9 статьи 85 ФЗ № 289).

Храним временно

Товары, помещенные на временное хранение, как требует пункт 9 статьи 88 ТК ЕАЭС, хранятся в специальных местах, находящихся в месте прибытия, а в случаях, предусмотренных законом, - в иных местах временного хранения. Если иностранные товары будут временно храниться не в месте прибытия, то их перевозку осуществляют в рамках таможенной процедуры таможенного транзита либо без этого, но только если такой вариант допускается законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Такие случаи и порядок действий при их возникновении установлены.

Местами временного хранения могут быть склады временного хранения (СВХ) и иные места (пункты 1 и 2 статьи 99 Кодекса Союза). Временное хранение товаров разрешено на свободном складе; на территории СЭЗ; в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров; в иных местах, определенных Кодексом Союза или законом государств Союза.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 90 ФЗ № 289 к местами временного хранения отнесены железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств. При этом у временного хранения в пунктах пропуска есть своя особенность.

Так, статьей 25.1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» установлено, что перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые можно проводить в пунктах пропуска, и порядок их осуществления устанавливает Правительство РФ. Данный перечень утвержден его распоряжением от 24.06.2008 № 907-р (далее – Перечень). В соответствии с пунктом 25 Перечня в ЖДПП в течение 10 лет была предусмотрена «деятельность по хранению товаров на складах, владельцами которых являются таможенные органы», а на основании распоряжения Правительства РФ от 05.12.2018 № 2694-р теперь разрешено временное хранение товаров, в том числе и на железнодорожных путях и контейнерных площадках без их выгрузки из транспортных средств.

Согласно ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров в ЖДПП осуществляется в электронной форме (пункты 3 и 4 статьи 104), а при помещении товаров под процедуру таможенного транзита допускается декларирование в письменной форме. Выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации (пункт 1 статьи 119). Ранее на это отводили в 6 раз больше времени – 24 часа.

В рамках экспериментов

Отмечу, что Комплексной программой до 2020 года предусмотрен поэтапный рост электронного декларирования при помещении товаров под процедуру таможенного транзита. Даже установлен мониторинговый целевой показатель: «Доля транзитных деклараций, оформленных российскими лицами в электронной форме в отношении товаров, следующих по территории Российской Федерации между таможенными органами Российской Федерации».

ФТС России проводит эксперимент по совершению таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита на принципах электронного документооборота между таможенными органами стран Союза. Определены участники – объекты пилотной зоны. Такие таможенные органы есть и в регионе деятельности СЗТУ. За 10 месяцев 2018 года оформлено 12 906 ЭТД в отношении товаров, перемещаемых железной дорогой. Это около 99% от общего количества ЭТД, оформленных в рамках эксперимента, который получил свое развитие в рамках Порядка, утвержденного решением Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Союза от 21.09.2018 № 28/16.

Сейчас в регионе деятельности Выборгской таможни растет объем использования предварительных электронных транзитных деклараций (ПЭТД). Это предусмотрено приказом Минфина от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме».

Особенность заключается в том, что в данном случае декларантом таможенной процедуры таможенного транзита выступает не только железнодорожный перевозчик в лице ОАО «РЖД», но таможенный представитель. За 10 месяцев 2018 года на таможенном посту ЖДПП Бусловская подано 749 ПЭТД, это 16% от общего числа оформленных транзитных деклараций.
Однако при электронном декларировании процедуры таможенного транзита возникает ряд проблем. Так, имеет место дублирование в описи декларанта нескольких экземпляров одного и того же электронного документа; в представленных электронных документах некорректно отображается ряд сведений.

Например, в коммерческих документах не указывается сумма транспортных расходов и страховки, а в разрешительных, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, и в свидетельствах о госрегистрации отсутствуют данные об изготовителе (производителе) и получателе товара. Кроме того, нет альбомов форматов для иностранных фитосанитарных сертификатов.

Если товар убывает

Разрешение на убытие товаров с территории Союза оформляется с использованием информационных систем таможенного органа. В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 92 Кодекса Союза таможенный орган проставляет соответствующие отметки на таможенной декларации (на копии), на транспортном (перевозочном) либо ином документе, допускающем вывоз товаров из Союза.

Если для убытия товаров таможенная декларация не представляется (пункт 2 статьи 80 Кодекса Союза), то разрешение на убытие товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа и проставлением соответствующих отметок на транспортных (перевозочных) документах.

При оформлении экспорта копии таможенных деклараций для проставления отметок и штампов выпускающего инспектора не представляются. Это предусмотрено решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 12.02.2014 № 10/19 «Об отмене требования о наличии отметок таможенного органа выпуска на бумажном носителе копии декларации на товары, представленной в виде электронного документа, при убытии и подтверждении фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта с использованием информационных систем таможенных органов», а также письмом ФТС России от 05.09.2014 № 01-11/42354 «Об информировании таможенных органов».

По нулевой ставке

Несколько слов о вывозе товаров, не облагающихся налогом на добавленную стоимость (НДС). Напомню, что 12 мая 2015 года Игорь Шувалов, тогда первый заместитель председателя Правительства РФ, поручил ФТС России, ФНС России и ОАО «РЖД» при перевозке товаров по железной дороге реализовать План мероприятий по проведению эксперимента по реализации и обмену данными в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса РФ.

Предполагалось создать условия для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС при перевозке товаров по железной дороге. Информационное взаимодействие велось в форме обмена электронными сведениями и документами. Вывоз товаров, помещенных под таможенные процедуры, осуществлялся по перевозочным документам, представляемым только в электронной форме. При этом взаимодействие национального железнодорожного перевозчика с таможенными органами на станциях отправления и в ЖДПП осуществляется в электронном виде.

Были выбраны 7 участников эксперимента. В обоснование применения налоговой ставки 0% по НДС они представляли реестры сведений и электронные железнодорожные накладные, а также электронные отметки, являющиеся аналогом отметок таможенных органов на бумажном носителе. Эксперимент показал, что, как основа, электронная технология перевозок в международном сообщении товаров по железной дороге может быть использована на практике, что будет способствовать развитию российского экспорта.

Уточню, что для подтверждения ставки 0% НДС по новой редакции статьи 165 Налогового кодекса (НК) РФ с 1 октября 2018 года не надо представлять копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров (подпункт 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ).

Однако копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории ЕАЭС, может запросить налоговый орган. Это случится, если в представленных налогоплательщиком сведениях обнаружат несоответствия или если таможенные органы не передали их в электронной форме. В этом случае для представления нужного документа у налогоплательщика есть 30 календарных дней, начиная с даты получения требования налогового органа (пункт 1.2 статьи 165 НК РФ).

При экспорте (реэкспорте) по железной дороге нужные транспортные документы могут представляться в налоговый орган в электронной форме по утвержденному формату по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Он должен быть российской организацией и соответствовать установленным требованиям.
Следует обратить внимание, что по некоторым операциям с 1 апреля 2019 года транспортные, перевозочные документы, составленные в электронной форме по утвержденному формату, могут заменить иные документы, представляемые для подтверждения ставки 0%. Об этом сказано в пункте 20 статьи 165 НК РФ (в редакции Закона № 302-ФЗ).

Следует избегать ошибок

У таможенных органов есть претензии к качеству представляемой перевозчиком предварительной информации и к электронным пакетам документов (ЭПД). Бывает, что в них не заполняют необходимые поля или допускают ошибки. Чаще всего это происходит при заполнении полей «декларант», «общая стоимость», «валюта общей стоимости», «фактурная стоимость», «валюта контракта», «количество грузовых мест», «вид упаковки», периодически не заполняются поля «станция отправления», «станция отправлении/назначения», «ИНН отправителя/получателя» и т. п.

Встречаются ошибки и в кодах ТН ВЭД ЕАЭС на уровне четырех знаков. Не верно, а то и вообще не указывают наименование, адрес отправителя и получателя товаров, в том числе на английском языке, другие реквизиты; признаки перемещаемых вагонов: груженые/порожние. Бывает, что первые значатся среди вторых и наоборот. В ряде случаев ЭПД в формализованном виде содержали только железнодорожные накладные, документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС. При этом иные коммерческие документы не представлялись.

К сожалению, названные выше ошибки и недостатки носят систематический характер и встречаются на каждом шагу. Недостающую или некорректную информацию наши инспекторы исправляют или вносят заново вручную. Это негативно сказывается на времени нахождения товаров в пункте пропуска. Поэтому, чтобы грузы быстрее проходили границу, и таможенникам, и перевозчикам, и декларантам следует в полном объеме и на должном уровне выполнять возложенные на них обязанности.

Комментариев нет

Везем товары по железной дороге - Обзор прессы

Не пропустите

;