На рынке таможенного оформления готовится революция

Федеральная таможенная служба (ФТС) России совместно с Росфинмониторингом, Центробанком и налоговой службой выявили три основных схемы вывода денег из страны за рубеж. Как рассказал начальник управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС Сергей Шкляев, одной из популярных схем остается схема с использованием фирм-однодневок. Вторая схема, выявленная таможенниками, называется «карусель», когда один и тот же товар не раз перемещается через границу. Третья — предусматривает применение подложных деклараций, накладных и внешнеторговых контрактов для сделок, которые никогда не проводились в реальности.

В ФТС уверены, что в борьбе со всеми тремя схемами поможет запущенное ранее объединение баз данных ФТС и Федеральной налоговой службы (ФНС). При этом опрошенные РБК Петербург эксперты уверены, что хотя службы действительно сумели наладить некоторую прослеживаемость товара, рынок не стал значительно белее. Дело в том, что легально выводить деньги и импортировать товары не становится легче. И справиться с контрабандой и недостоверным декларированием пока не помогают ни разрастание таможенного законодательства, ни дополнительные контрольные мероприятия вроде маркировки, ни без остановки меняющиеся компетенции таможенных органов. Игроки рынка предлагают свой вариант — резонансный и спорный.

Таможне нужна подмога

«Балтийская таможня остается оплотом контрабандистов как самая крупная в России. То и дело СМИ разносят новости об обнаружении контейнеров с незадекларированной одеждой, алкоголем, животноводческой продукцией, с контрабандным табаком. Чего стоят дела Cartier (связано с Выборгской таможней) и Дмитрия Михальченко (Кингисеппская таможня). К сожалению, эту тенденцию можно экстраполировать на любую приграничную таможню, что с европейской стороны России, что с восточной», — говорит президент группы компаний «КВТ» Юлия Шленская.

Она считает, что с проблемой контрабанды ФТС и ФНС справиться своими силами не в состоянии, и даже маркировка товаров, обязательная пока только для меховых изделий, не стала панацеей. «Мы провели эксперимент. Обратились в интернет-магазин, чтобы узнать стоимость выбранной шубы. Нам назвали сумму в 57 тыс. руб. Тогда мы уточнили, нанесены ли на изделие контрольные идентификационные знаки. Продавцы ответили, что если надо, то «прицепят». Но тогда стоимость составит 70 тыс. руб. Коллеги, кто в вопросе разбирается и сталкивался, говорят, что вот эта разница и есть примерная стоимость таможенной очистки через Казахстан», — говорит Юлия Шленская.

Но не в одних шубах дело. Статистика возбужденных дел по статьям 16.2. КоАП (недекларирование и недостоверное декларирование) и по статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) практически не меняется. 24 тыс. дел по ст. 16.2 за 10 месяцев 2017 года и 24 тыс. дел в прошлом году. 400 дел по ст. 194 за тот же период в 2017 году против 299 — в 2018 году, при этом сумма ущерба — 3,8 млрд руб. и 3,4 млрд руб. соответственно.

Ставка на профессионалов

Вступивший в силу в сентябре 2018 года новый закон «О таможенном регулировании в РФ» даже у бывалых декларантов вызывает немало вопросов, о чем можно судить по не утихающим обсуждениям в тематических группах в социальных сетях. Неудивительно, что даже крупные компании, такие, как Samsung, Leroy Merlin, Mars и прочие, предпочитают оформляться через таможенных представителей, а не заниматься декларированием самостоятельно.

Решение накопившихся проблем советник генерального директора группы компаний «СВ-Трансэкспо» Марина Лякишева видит в том, чтобы законодательно закрепить право декларировать товары только за компаниями — таможенными представителями и уполномоченными экономическими операторами (УЭО).

«Пока мы дожидаемся переноса уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров, почему бы в качестве альтернативы не предложить всем импортерам (и не только крупным), которые давно занимаются внешнеэкономической деятельностью, получить статус уполномоченного экономического оператора? А те, кто не хочет этого делать, пусть работают через таможенных представителей. Конечно, получение статуса УЭО должно быть максимально понятно и доступно для любого добросовестного участника ВЭД», − считает Марина Лякишева.

Ее аргументы заключаются в том, что УЭО и таможенные представители более грамотны и более подкованы в вопросах, связанных с таможенным оформлением, а также в том, что они для гарантии своей законопослушности вносят денежное обеспечение и выполняют ряд условий для получения и сохранения статуса, соответственно, заинтересованы в прозрачности оформления.

«У нас обеспечение, требований с лихвой, за несерьезные административные правонарушения тут же обеспечивают вылет из реестра таможенных представителей ФТС и сопутствующую заморозку деятельности. В то время как условное ООО «Петров», зарегистрированное вчера с 10 тыс. уставного капитала, спокойно оформляет китайский ширпотреб, пытается заявить неправильный код, занизить стоимость, налогов заплатить поменьше как при ввозе, так и при обороте, создавая таможне и налоговой только головную боль», − поддерживает резонансную идею президент группы компаний «КВТ Сервис» Юлия Шленская.

Дилетанты нарушают

ФТС не дает статистику по правонарушениям в разрезе того, кем они допускались. Но из аналитической записки «Национального объединения таможенных представителей» «О сравнении частоты нарушения таможенных правил таможенными представителями и участниками ВЭД в СЗТУ в 2016 — 2017 годах» следует, что таможенные представители в шесть раз реже нарушают таможенное законодательство, чем самостоятельные декларанты.

«Таможня фактически борется с тампредами и УЭО, демонизируя их, а не с контрабандистами и фирмами-однодневками. Хотя это как раз те категории компаний, которые имеют обеспечение и напрямую заинтересованы в нормальной законопослушной деятельности. Ведь для них любое правонарушение чревато не только репутационными рисками, но и огромными материальными потерями», − добавляет Марина Лякишева.

Но не все таможенные представители поддерживают идею раздела рынка таможенного оформления между тампредами и УЭО. «Инициатива ограничить оформление только профессиональными участниками вызывает ассоциацию с запретом самостоятельно организовывать туристические поездки, − делится мнением генеральный директор таможенного представителя «Арнейс» Игорь Бурлов. − Работа представителя по своей сути избыточная и актуальна только в рамках текущих законов. Вся сложность в коде (ТН ВЭД — ред.) и громадной ответственности. Если бы таможня сама кодировала, мы были бы не нужны. По факту таможенный представитель передает документы в таможню и всё. Если человек сам может это сделать, зачем нужен брокер? Конкурировать надо ценой и качеством, а не принуждением. В нашей жизни уже был один брокер на всю страну и немного экспортеров и импортеров. Ничего хорошего из этого не вышло».

Утопия

«В феврале на заседании подкомитета по транспорту и логистике Торгово-промышленной палаты мы планируем поднять тему о целесообразности внесения соответствующих изменений в законодательство, чтобы декларированием могли заниматься только тампреды и УЭО, − заявила Марина Лякишева. − Тогда родится понятный рынок услуг, на котором мы сможем развиваться. Тампред станет реальным фильтром для сомнительных компаний, которые вообще нельзя выпускать на внешнеэкономический рынок. Это будет задачей представителя − требовать от компании-импортера и обеспечение, и всевозможные дополнительные документы, чтобы прикрыть свою спину, потому что в итоге перед таможней отвечать именно тампреду. Для получения статуса УЭО нужно проработать три года. А три года − это уже совсем не однодневка».

Впрочем, раздел полномочий по таможенному оформлению между профессиональными участниками рынка — не единственное предложение для решения накопившихся проблем. Так Юрий Ковалев, член правления НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес», предложил концепцию таможенного аудита. Предложение, выдвинутое Мариной Лякишевой, эксперт также оценил как имеющее право на жизнь, но с поправкой: «Я бы предложил вилку — брокер не нужен для экспорта и для импорта до 1000 евро (там, где упрощенный порядок, предусмотренный кодексом ЕЭАС, и где по сути не требуется оформлять декларацию на товар). А для импорта, стоимость которого выше 1000 евро, предложить выбор: дать право оформляться либо как УЭО, либо обладателям финансовой гарантии перед таможней на 500 тыс. евро, либо через таможенного представителя».

Таможенный омбудсмен и вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло считает, что идея запретить оформление самостоятельным импортерам — утопия. «К тому же регуляторы довольно негативно относятся к УЭО. Как только компании получают такой статус, их объемы ввоза тут же увеличиваются, и они начинают импортировать что попало, как в истории и «Контрейл Логистик Северо-Запад» и Дмитрием Михальченко».

 

 
< Ранее  

Комментарии

ральф 01.02.2019

1).Ой ли приграничные таможни- самые контрабандные, да там товар пересекает границу, но большинство уходит для ТО дальше в страну, на прикормленные внутренние таможни, т/п, ОТО и ТК а не "очищаются" в приграничных! Вот внутренные таможни, т/п и ОТО и ТК надо и прикрыть а на приграничных пусть ловят нарушителей(прикрепите к каждому месту ТО сотрудников ОРО, ОПСУР и т.д.) и товар движется внутрь страны "очищенный и белый" а "кривой" задерживают.

2). Поддерживаю Игоря Бурлова и Виталия Сурвилло, не надо ограничивать тех кто способен и желает, самостоятельно проводить ТО, проходили уже монополизм а если тампредам и УЭО не хватает работы, то пожалуйте в другую сферу бизнеса. Пусть правоохранительный блок таможни и других структур лучше работают, чтобы выявлять, разыскивать нарушителей там.закондательства. Да вот только если взять самые громкие и емкие дела о правонарушениях в там.законодательстве, то там не однодневки и самостоятельные учВЭДы фигурируют а как раз наоборот там.преды, УЭО и аффилированные с ними фирмы и лица!

slavor 01.02.2019

Хорошая идея для обеления ВЭД и появления ответственных операторов этого рынка. Поддерживаю Лякишеву.

BKV 01.02.2019

Хорошая идея для тех брокеров, которые сидели на прикормленных постах и кормились с них за счет монополии на оформление. Тяжело было заявиться на пост, заключив договор с СВХ на "калитку" и не "договариваясь" и не "знакомясь" с нач. поста, начать оформление. А сейчас тенденции в таможенном оформлении позволили небольшим "белым" компаниям, которые занимаются реализацией на внутреннем рынке импортной продукции или производством из импортного сырья, оформляться минуя посредников, так как в случае "белого" импорта работа брокера сводится к простому набиванию ДТ. Новые ЦЭДы и текущие планы ФТС по их формированию очень сильно урезают "кормовую базу" брокеров и провоцируют компании брать в штат декларанта. Замечу, что "белых" становится все больше и больше, так как для серого импорта сильно выросла стоимость денежных переводов и выросли риски с их прохождением.

Oksanka 01.02.2019

Согласна с BKVи ральфом!
Откровенное лобби ТамПредов и УЭО. Т.к. теряют уже свои позиции. Небольшие компании-производители, желающие работать без посредников и тем самым минимизировать свои затраты уже давно имеют своих декларантов и спокойно растамаживаются.
Я уже в 2 компаниях организовываю самостоятельное оформление и это дает очень хорошие результаты. Очень удобно и рентабельно для компании "в одном флаконе" иметь таможенного консультанта, таможенного юриста, менеджера по ВЭД и специалиста по таможенному оформлению. Замечу, что приходилось исправлять "косяки" брокеров, которые до меня оформляли (и в документах и коды ТНВЭД!).
Зачастую брокеры выбирают коды ТНВЭД с бОльшей ставкой пошлины, чем реально могло бы быть. То ли по неграмотности, то ли чтоб таможне угодить (а то вдруг Свидетельство не продлят!?). И то и другое не делает им чести. Я уже не говорю о том, что они как правило в одном здании с таможней сидят и очень хорошо общаются (а это как раз выгодно тем компаниям, которые и хотят левачить). А уж про размеры обеспечения и говорить нечего...
К тому же декларант в любом случае несет ответственность по 16 главе КоАП. И ТамПред его от этого не спасет. В договоре с ними все равно будет прописано, что вы им должны возместить материальный вред, если они из-за вас ответственность какую-то понесут.
Да и среди таможеников есть, мягко скажем, не очень хорошо разбирающиеся в многогранном таможенном законодательстве специалисты.
Конкретной компании-импортеру легче и дешевле обучать и повышать профессиональную грамотность одного своего специалиста, чем даже таможне всех своих инспекторов или тампреду целый штат. Если они вообще это делают.
В общем, это тема целой статьи - о плюсах самостоятельного декларирования.
Мое личное мнение: ТамПред - не панацея и не гарант качества и добросовестности. У государства достаточно механизмов борьбы с недобросовестными компаниями.

Nikto 01.02.2019

Совершенно голословное утверждение г-жи Лякишевой! Очевидно цель одна у нее - возродить изживший себя механизм там. представителей. Может цель и не плоха, но она не дает право голословно очернять всех крупных учвэдов, десятилетиями добросовестно работавших, создавших имидж законопослушных участников. На практике каждая вторая декларация, которую мы оформляем не самостоятельно (а это бывает крайне редко), попадает на какой-то косяк. Только специалисты декларанта по полной вкладываются в свои декларации, потому что имидж и интересы фирмы для нас крайне важны. Прежде чем выходить с подобными инициативами следует позаботиться о том, чтобы институт УЭО был по-настоящему доступен крупным участникам ВЭД, на текущий момент количество добившихся этого статуса само за себя говорит. При таких условиях, как удаленный доступ к системе бухгалтерского учета количество УЭО в ближайшем обозримом будущем не прибавится. Ни одна служба информационной безопасности крупного предприятия не позволит открыть доступ в систему неизвестно кому.

Quantum satis 02.02.2019

При таких условиях, как удаленный доступ к системе бухгалтерского учета количество УЭО в ближайшем обозримом будущем не прибавится. Ни одна служба информационной безопасности крупного предприятия не позволит открыть доступ в систему неизвестно кому.
Почему "неизвестно кому"? Очень даже известно.
P.S. Наверное, "Сургутнефтегаз", "Марс", "БСХ", "Юнилевер", "Петро" или "Балтика" недостаточно крупные компании. Или их службы информационной безопасности недостаточно квалифицированы.)

inter1987 02.02.2019

Любое ограничение права выбора - это прямой путь к деградации. Лоббистам не стоит прикрываться своими умными фразочками, здесь не глупые люди читают их бред.

Quantum satis 02.02.2019

Умным людям не надо дважды повторять.)

inter1987 02.02.2019

Глюк, задублировал случайно

inter1987 02.02.2019

Есть такая идея. Если госпожа Лякишева так уверенно говорит за профессионализм и подкованность всех тампредов, то может предложить сделать её ответственной за принятие и рассмотрение заявок от учвэдов по случаям непрофессиональной работы тампреда, которая приводит к финансовым потерям. Считаю очень хорошая идея)))
Оставить комментарий › Все комментарии ›
На рынке таможенного оформления готовится революция - Обзор прессы

Не пропустите

;