Перед ввозом товар следует идентифицировать

В данной публикации речь пойдет о применении запретов и ограничений, действие которых распространяется на конкретные товары, перемещаемые через таможенную границу различными видами транспорта

Как известно, их достаточно четкое определение изложено в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и Договоре о Союзе.

Из перечисленных документов следует, что применительно к таможенному делу имеются в виду запреты и ограничения, которые «применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов».

Сразу уточню, что в настоящее время действует очень много запретов и ограничений. Соответственно имеется не меньше документов, которые определяют объекты применения запретов и ограничений, а также момент и порядок представления таможенному органу различного рода разрешительных и иных, например идентификационных, документов. Однако на сегодня нет единого документа, в который были бы сведены все имеющиеся запреты и ограничения, а также приведен перечень необходимых в данном случае разрешительных документов. По этой причине участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) каждый раз приходится проверять соблюдение запретов и ограничений по обширному перечню документов.

При работе с запретами и ограничениями особое внимание изначально следует обратить на такое ключевое понятие, как «идентификация товара». Сделать это необходимо заранее, то есть еще до момента заключения внешнеторгового контракта и начала перемещения товара через границу. Признаю, что для получения искомого результата придется приложить определенные усилия, но в данном случае «овчинка стоит выделки».

Ключевая роль в предварительной работе, которую, планируя внешнеторговую сделку в отношении конкретного товара, необходимо провести, отводится Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС. Однако следует понимать, что, пользуясь кодом товара, далеко не всегда удается определить все запреты и ограничения, применяемые к тому или иному товару. Далее приведу некоторые самые сложные и резонансные случаи, когда введенный в справочник и проверенный по всем полученным ссылкам на документы код ТН ВЭД не расскажет нам про все имеющиеся запреты и ограничения.

Так, код не скажет нам все о товаре в тех случаях, которые я отношу к «законодательным недоработкам». Известно, что в последнее время в отношении товаров, являющихся объектами технического регулирования, один за другим выходят соответствующие технические регламенты. В них приводятся конкретные требования к указанным группам товаров.
При этом в дополнение к каждому техрегламенту мы ожидаем появление перечня продукции с указанием кодов ТН ВЭД, в отношении которых подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, которые подтверждают соблюдение требований техрегламента.

Бывает, что ожидание длится год-два, а иногда бывает, что оно затягивается на более длительный срок. Например, технический регламент «О безопасности продукции легкой промышленности» вступил в силу с 1 июля 2012 года, а соответствующий перечень подпадающей под него продукции был утвержден более чем через год - 15 октября 2013 года. Технический регламент «О безопасности пищевой продукции» действует с 1 июля 2013 года, но вот перечня к нему нет до сих пор, то есть участники ВЭД ждут его появления без малого шесть лет.

Для наглядности предположим, что участник ВЭД предполагает импортировать некие товары, требования к которым содержатся в технических регламентах «О безопасности низковольтной продукции» и «Электромагнитная совместимость технических средств». Знакомство с перечнями по этим регламентам показывает, что для товара, который планируется к ввозу, сертификат соответствия не требуется.

Однако если продолжим идентификацию и изучим сам регламент, то с очень большой долей вероятности выясним, что для ввоза технической продукции импортеру потребуется декларация о соответствии. На сегодня к указанным регламентам перечни декларируемой продукции отсутствуют. По этой причине идентификация товаров в части отнесения к тому или иному регламенту многократно усложняется.

В итоге сложившаяся ситуация немного напоминает ловушку: с одной стороны, для таможенного оформления документ о соответствии не требуется, а с другой - по условиям регламента для ввоза товара такой документ необходим. Главное здесь - определить товар как объект подтверждения соответствия и понять, необходимо ли на него оформлять документ о соответствии до того момента, когда в рамках системы управления рисками (СУР) таможня заинтересуется причиной отсутствия сведений о документе о соответствии в графе 44 декларации на товары (ДТ).

Здесь также следует уточнить, что, помимо ситуации с техническим регулированием, код не всегда подскажет нам, требуется ли для импортируемого товара лицензия. Например, из-за рубежа планируется ввезти некий «затейливый коктейль», представляющий собой смесь из нескольких различных химикатов в одном флаконе. Представим, что на первом этапе декларант сумеет определить код указанной смеси и выяснит, что код не включен ни в никакие списки и перечни контролируемых товаров. Также не окажется справочников, говорящих о наличии требований по лицензированию указанного товара.

Однако это не означает, что позднее, при декларировании, система управления рисками не выявит наличие в указанной смеси компонента, в отношении которого вне выбранного кода ТН ВЭД применяется лицензирование. Например, если в смеси вдруг окажется всего 1% гаммабутиролактона, импортеру потребуется получать лицензию Министерства промышленности и торговли. При этом за разрешением на ввоз или вывоз смеси, содержащей компонент, внесенный в Список I раздела 2.12 «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры» Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, участнику ВЭД придется обратиться в МВД.

Дело в том, что решение данного вопроса находится в компетенции именно этого федерального органа. Соблюдать же разрешительный порядок необходимо независимо от количества в данной смеси того или иного средства и вещества из Списка I, причем находящихся в любой форме и физическом состоянии.

Если в смеси вдруг окажется, например, 31% триэтаноламина, то импортеру товара, независимо от его кода, также будет необходимо заблаговременно получить лицензию Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

Это обусловлено тем, что триэтаноламин включен в Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль. Поясню, что необходимость лицензирования возникает в случае содержания в смеси данного вещества в количестве 30% и более по весу или объему. Конечно, здесь не стоит забывать, что экспортный контроль не является контролем экспортируемой продукции, существенная часть химикатов подлежит лицензированию при вывозе и при ввозе.

Также следует учитывать, что в экспортном контроле есть еще одна идентификационная сложность, вытекающая из понятия «всеобъемлющий экспортный контроль». В экспортном контроле в качестве разрешительного документа выступает лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, а при всеобъемлющем экспортном контроле эту роль играет соответствующее разрешение Комиссии по экспортному контролю. Оно может потребоваться именно для того товара, который идентифицируется как не подлежащий лицензированию.

В финале рассмотрим случай, когда, например, предполагается осуществить идентификацию импортного товара. Имею в виду ввоз партии оригинальных женских кошелечков из крокодиловой кожи. Предварительно поставщику, чтобы в будущем избежать проблем на границе, следует выяснить, не подпадает ли данный кошелечек под действие требований, предъявляемых к объектам нетарифного регулирования, включенным в раздел 2.7 Единого перечня товаров. По действующим правилам к такому товару могут применяться меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами. Раздел 2.7 включает товары, контролируемые Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года (СИТЕС). Как понятно из названия документа, под его действие подпадают перечисленные в нем виды дикой фауны и флоры. Причем это правило действует не только в отношении животного, но и любой его легко узнаваемой части или деривата. Из сказанного следует, что ввозимый товар является контролируемым конвенцией.

Соответственно, для его импорта, вероятно, потребуется оформление предусмотренных правилами разрешительных документов.
По итогу сказанного можно заключить, что предварительная идентификация товара в части определения применения к нему запретов и ограничений – работа сложная, но важная и ответственная. Вопрос не терпит поверхностного отношения к нему, в противном случае товар может быть не выпущен таможней, кроме того, в случае несоблюдения запретов и ограничений может наступить административная ответственность, по некоторым нарушениям – уголовная.

Комментариев нет

Перед ввозом товар следует идентифицировать - Обзор прессы

Не пропустите

;