Вопреки расхожему утверждению, у меня с возрастом любопытство не снижается, и вот недавно совсем случилась у меня оказия обсудить с коллегами из ФТС РФ вопрос начисления пени в случае обнаружения недостоверной классификации товаров.
Дело в том, что подпунктом 11 пункта 19 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что пени не начисляются, если внесены изменения в декларацию на товары в связи с неверным кодом ТН ВЭД "при условии отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и преступления, предусмотренного статьей 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Поскольку юридическое образование я получала в Санкт-Петербургской Академии МВД России, то определение состава административного правонарушения, как противоправного виновного деяния, ответственность за которое установлена Кодексом об административных правонарушений РФ, состоящего из объекта, субъекта, объективной стороны и субъективной стороны, вложили в нас как "Отче наш". Дополнительно к этому столпу всех административшиков, нам также привили полезную информацию о том, что состав административного правонарушения определятся в порядке, установленным тем же КоАП РФ, а его наличие подтверждается только вступившим в силу Постановлением об АП( в том числе о прекращении производства по нереабилитирующим основаниям).
Учитывая что процесс определения состава административного правонарушения занимает по разным оценкам от 60 до 80 процентов всего административного процесса, то определение состава АП обязательно связано с активной ролью лица, привлекаемого к ответственности , обеспеченной его правами на свою защиту. Вот, например, Верховный суд Определением от 30.03.2023 № 305-ЭС22-29743 признал незаконным оспариваемое постановление таможенного органа, отменив его по причине существенного нарушения таможенным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, поскольку общество было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты своих прав при производстве по делу об административном правонарушении.
Обремененная некоторыми знаниями в области административного процесса, я была удивлена тем, что должностными лицами отдела контроля после выпуска товаров пени начисляются и взыскиваются по результатам таможенной проверки, не дожидаясь вступления Постановлений о привлечении к административной ответственности в силу(не говоря уже про уголовные дела), и безусловно с нетерпением ожидала пояснений по этому поводу.
Должностные лица ФТС РФ, вообще никак не рефлексируя, сообщили, что начислять и взыскивать пени им удобнее сразу вместе с платежами. Пени начисляются ими в случае когда "заявление недостоверных сведений о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряжено с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию", то есть, как сказал бы мой препод из Академии, когда в ходе проверки выявлены признаки события административного правонарушения(мне показалось, или вординг не совпадает с подпунктом 11 пункта 19 статьи 72 Закона №289-ФЗ?)
Особенно интересовал меня вопрос определения в ходе таможенной проверки состава административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в отношении таможенного представителя, который в ходе таможенной проверки декларанта никак не участвует. Но этот вопрос похоже кроме меня на нашей встрече не интересовал больше никого. В дополнение к изложенному выше коллеги из ФТС сообщили, что даже если Постановление об АП по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, связанное с недостоверным кодом, отменено, пени вернут только через суд, поскольку порядок пересчета и возврата по указанным основаниям отсутствует.
Для усиления своих позиций коллеги из ФТС РФ попросили представителя правоохранительного блока подтвердить возможность установить наличие состава АП по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ на таможенного представителя в ходе таможенной проверки декларанта в рамках таможенного контроля после выпуска, не дожидаясь вступления Постановления по делу об АП в силу.
Дальше диалог напомнил мне старый добрый анекдот:
- Товарищ прапорщик, а правда ли, что, как говорит товарищ майор, крокодилы летают?
- Ну если товарищ майор так говорит, то летают, но низенько, низенько.