Цена добросовестности или утомительный путь к урне

"Гражданственность — это донести свой окурок до урны. Государственность — это сделать так, чтобы путь до очередной урны был не слишком утомительным", эту цитату интернет приписывает Фазилю Искандеру, и, надеюсь, так оно и есть.

Цена добросовестности или утомительный путь к урне

Как долго Вы готовы нести свой окурок или огрызок в руке, если в обозримом окружении нет ни одной урны? А если через каждые 100 метров поставить полицейского или дружинника, которые будут штрафовать за каждый брошенный окурок по 100 рублей? А если штрафовать будут по 1000 рублей? Уверена, что под угрозой штрафов люди с большой вероятностью просто перестанут курить на этой улице, если не найдут способ по другому обойти дружинника.

Примерно так же, на мой взгляд, дело обстоит с добросовестностью в сфере ВЭД.

 Например, право проверить законность ввоза приобретаемого на территории России товара закреплена статьей 305 Закона N 289-ФЗ и пунктом 37 "Административного регламента"(Приказ Минфина России от 26.08.2020 N 176н). При этом кроме номера декларации на товары в запросе надо указать также порядковый номер товара в декларации на товары, который в ни в УПД, ни в счете-фактуры не указывается, без такого номера в ответе скорее всего по формальным основаниям будет отказано.

Если порядковый номер вы вдруг угадали, то ответ таможни не будет содержать никакой информации ни о таможенной стоимости, ни о классификационном коде выпущенных товаров, таким образом, пределы контроля за таможенным оформлением и выпуском товаров со стороны третьих лиц существенно ограничены, соответственно при всей добросовестности и осмотрительности в полном объеме проконтролировать процесс таможенного оформления и выпуска импортных товаров не получится.

Если же все-таки вы нашли у себя незаявленный, незадекларированный товар, как его легализовать и избежать ответственность по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ за недекларирование по примечанию к этой статье? На эти вопросы так и не ответил вебинар ФТС о выгодах добросовестного поведения при обнаружении незаявленного товара. 

По мнению экспертов, выполнить требования примечания об условиях освобождения от ответственности не получится, поскольку по условиям освобождения от ответственности подавать ДТ надо одновременно с заявлением об обнаружении таких товаров, то есть до даты регистрации декларации у таможни сведений о таких товарах быть не должно.

С одной стороны, чтобы таможня не обнаружила такие товары раньше, чем вы подадите ДТ, надо их как-то помимо таможенного контроля поместить в ЗТК, поскольку в графе 30 ДТ надо указать место нахождения товаров. С другой стороны, декларация на такие товары заполняется путем указания сведений из решения по результатам таможенного контроля согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 с учетом Письма Минфина России от 01.04.2020 № 03-09-19/25872

"Надо же как интересно получается"(с)

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в области таможенного регулирования и налогообложения должны учитываться не только публичные интересы государства, но и частные интересы физических и юридических лиц, обеспечиваться гармонизация законодательства (Постановления от 27.04.2001 N 7-П, от 14.07.2003 N 12-П, от 23.12.2009 N 20-П и от 01.07.2015 N 19-П). Это, в частности, означает, что установленные в сфере таможенного регулирования правила должны носить исполнимый характер для участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц.

ФТС, кстати, часто спрашивает, почему количество заявлений о самостоятельном обнаружении незадекларированных товаров, несмотря на освобождение от ответственности, из года в год не растет.  

Может, нужно просто чаще поставить урны…

Чурсина А.Ю.

Показать больше