Возможно и бывают случаи, когда никакие нарушения не выявлены, таможенные платежи не доначислены, но мне о них неизвестно – доверители не приходят и радостью такой не делятся.
Если же у кого подобный опыт есть, дайте знать (мои контакты в редакции есть): буду студентам на лекциях рассказывать.
Но отвлекся…
До недавнего времени реализовать свое право на ознакомление с материалами проверки было непросто.
Закон ознакомление допускает, но Минфин РФ посчитал необходимым в письмах своих разъяснить (хоть никто из проверяемых лиц его и не спрашивал), что знакомиться можно визуально, а вот фотографировать материалы, делать выписки, копировать нельзя. Мало ли чего плохого произойти может.
Вот и представьте себе ситуацию: у вас проверка на 15 томов с документами на разных языках, не всегда вам понятных, а можно только посмотреть и запомнить, что и где написано. Хорошо, если у вас память натренированная, а если нет?
Приходилось ухищряться: носить с собой диктофоны в таможню и вслух перечитывать документы, проговаривая номера томов и листы, на которых интересующие документы и сведения находятся.
Кто и что только не пытался сделать с ситуацией! Мы и сами ходили в Верховный Суд РФ, в Тверской районный суд города Москвы в надежде, что письма Минфина РФ будут признаны незаконными. Однако судебная власть в нашем случае была непреклонна. Всех всё устраивало … до апреля 2023 года.
Проблема была массовой и системной. Об этом знали и проверяемые субъекты, и таможенные органы во всех региона страны.
И как же хорошо, что у нас есть Конституционный Суд Российской Федерации!
Вопрос ознакомления с материалами таможенных проверок – исключительно его компетенция, некому бы без него было заступиться за проверяемых лиц.
28 апреля 2023 года случилось поистине чудо – Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление № 22-П.
В нем Суд разбирался с вопросом, может ли проверяемое лицо использовать технические средства копирования при ознакомлении с материалами проведенной в отношении него таможенной проверки, и если может, то в какой объеме.
Доводы подателя жалобы были разумными и, в целом,лежащими на поверхности: если в отношении меня проведена проверка, по ее результатам предполагается доначисление таможенных платежей, то как я могут ознакомиться и получить необходимые мне копии документов, чтобы подготовить обоснованные, со ссылками на материалы проверки, возражения на акт, а впоследствии, в случае необходимости, оспорить его в вышестоящий таможенный орган.
Конституционный Суд РФ согласился с такими доводами и указал, что проверяемый субъект должен иметь возможность ознакомления с материалами таможенной проверки не только путем визуального осмотра документов.
Однако были сделаны и такие выводы, которые представляют некоторую опасность для практического применения результатов. Реально необходимые сроки устанавливаются таможенным органом с учетом того, какая часть документов из материалов таможенной проверки находится или объективно должна находиться у проверяемого лица. Как в этом случае установить, а какие документы реально есть у проверяемого лица, суд уточнять не стал.
И второй момент, который настораживает лично меня. В сформированной позиции большое внимание уделяется тому, что ознакомление с материалами проверки должно происходить с учетом сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны. Что в реальности останется для проверяемого лица? Только опись, докладные записки и запросы таможни?
Хотелось бы верить, что злоупотреблений на местах не будет, и проверяемые лица смогут знакомиться с материалами таможенных проверок без каких-либо надуманных ограничений.
Буду верить, что проверяемым таможней лицам теперь будет жить легче.
Управляющий партнер юридической компании "Варшавский и Партнеры"
член Совета Международной ассоциации юристов и консультантов
Владислав Варшавский
Варшавский В.