Очевидно, что данный сервис не может быть бесплатным и предполагает уплату посредникам комиссии за проведение валютных операций. В этой связи возникает вопрос включения комиссионного вознаграждения агента в структуру таможенной стоимости и уплаты с него таможенных платежей.
Согласно таможенному законодательству вознаграждение посредникам, агентам и брокерам подлежит включению в таможенную стоимость ввозимых товаров, если оно не учтено в цене, уплаченной или подлежащей уплате за товар. Исключение составляет "вознаграждение за закупку, уплачиваемое покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории ЕАЭС услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров" (ст.ст. 39, 40 ТК ЕАЭС).
Практика показала отсутствие единообразия в правоприменительнй практике таможенных органов по данному вопросу. Как результат, это привело к широкой дискуссии и многочисленным обращениям участников ВЭД в компетентные органы за разъяснениями.
Позиция, изложенная в письме ФТС России от 20.08.2024 по данному вопросу, указывает на необходимость принятия решения о включении агентского вознаграждения в таможенную стоимость ввозимых товаров на основании документов, отражающих сущность и содержание внешнеэкономической сделки.
Минфин России, комментируя данную норму, подчеркнул важность проведения анализа всех условий и обстоятельств, сопутствующих продаже товаров, а также роли и функций платежного агента. Приведенные в письме Минфина России от 01.11.2024 № 27-01-21/106988 типовые ситуации позволяют сделать следующий вывод:
- если платежный агент действует в интересах российского импортера, а его привлечение связано исключительно с техническим обеспечением перечисления оплаты продавцу, то комиссия агента не включается в таможенную стоимость;
- если платежный агент действует в интересах иностранного поставщика, а его привлечение является одним из условий продажи товаров, то комиссия агента подлежит включению в таможенную стоимость.
Несмотря на данные комментарии, на практике для участников ВЭД по-прежнему сохраняется риск корректировки таможенной стоимости и привлечения к административной ответственности. Таможня не была бы таможней, если не пыталась бы каждый раз доказать факт того, что платежный агент действует в интересах иностранного контрагента, либо деятельность посредника не ограничивается только проведением валютных переводов. Участникам ВЭД поэтому необходимо крайне внимательно подходить к вопросу оформления документов на поставку товаров, избегать ненужных или невыверенных формулировок в договорах.
Анализ судебной практики по данному вопросу также пока свидетельствует об отсутствии сформированной позиции в толковании правовых норм (см. А40-19213/2023, А41-69101/2023, А41-69680/24). В этой связи, российским импортерам, испытывающим трудности с валютными переводами, остается только наблюдать за развитием судебной практики в ожидании возможной отмены санкций.
Васильев Р.И.