Суть проекта в том, чтобы перегружать сжиженный природный газ (СПГ) из танкеров ледового класса, способных проходить по Севморпути (СМП), в обычные, стоимость фрахта которых ниже, а скорость в открытой воде выше. «Организация перевалки на тихоокеанском побережье в незамерзающих акваториях может сократить количество дорогостоящих танкеров арктического класса и позволит использовать более дешевые суда»,— пояснил Лев Феодосьев. По данным «Ъ», ставки фрахта в долгосрочных контрактах «Ямал СПГ» на ледовые танкеры примерно в 1,5 раза выше, чем в сопоставимых контрактах на обычные СПГ-танкеры.
Сейчас НОВАТЭК строит завод «Ямал СПГ» мощностью 16 млн тонн в год с французской Total (20% в проекте), китайскими CNPC (20%) и SRF (9,9%). Первая линия должна быть введена до конца года, для вывоза СПГ заказаны 15 ледовых танкеров класса Arc7, которые летом могут идти по СМП без ледоколов. Сейчас логистика предполагает, что летом СПГ для Азии будет идти на восток через Берингов пролив. Зимой движение по восточной части СМП из-за льда невозможно или происходит с небольшой скоростью, что делает маршрут экономически нецелесообразным. Танкеры пойдут на запад до Зебрюгге в Бельгии, где СПГ будут перегружать на обычные танкеры, которые могут быть направлены в Азию.
Теперь НОВАТЭК думает о создании подобной базы и на восточном направлении. Мощность терминала на Камчатке может составить до 20 млн тонн в год, с учетом того что после выхода на полную мощность второго СПГ-проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ» (запланирован на 2025 год) общее производство СПГ на Ямале может составить около 35 млн тонн в год, добавил Лев Феодосьев. По его словам, НОВАТЭК с «Атомфлотом» «Росатома», ГТ «Морстрой» и «рядом международных инжиниринговых компаний из Японии, Кореи, Франции» проводят осмотр площадок на восточном побережье Камчатки. Технологическая концепция пока не выбрана, возможно строительство как классического наземного терминала, так и плавучего. Инвестиции в терминал, как и сроки ввода, в НОВАТЭКе не называют, но последние, вероятно, должны быть синхронизированы с вводом первой линии «Арктик СПГ» (конец 2022 года), поскольку компания должна определиться с количеством ледовых танкеров.
Сегодня Азия является премиальным направлением поставок СПГ, и большинство аналитиков ждут опережающего роста спроса в регионе, прежде всего в Китае и Юго-Восточной Азии. Лев Феодосьев напоминает, что поставка по СМП с Ямала в Японию занимает 16 дней — вдвое быстрее, чем через Суэцкий канал, и в 1,5 раза быстрее поставок из США через Панамский канал. Кроме того, терминал может позволить НОВАТЭКу развивать спотовые продажи СПГ на условиях FOB (на Ямале это невозможно, так как у покупателей нет ледовых танкеров). «Терминал может сыграть немаловажную роль в формировании конкурентоспособной цены на российский СПГ и обеспечить гибкость поставок в АТР»,— считает господин Феодосьев.
kamchatinfo.com