Журналисты, пропагандисты, блогеры и искатели легкой славы собрались в первом поезде, которому предстояло проехать по Крымскому мосту в Севастополь. Состав тронулся без начальника, а пока руководитель догонял, в плацкартных вагонах разгоралась битва за подстаканники. Логичным завершением путешествия этого ковчега мог бы стать удар молнии. Корреспондент «Фонтанки» почти двое суток провел в поезде номер семь «Таврия» и почувствовал дыхание славного советского прошлого нашей великой страны. Но все испортил Интернет.
С самого начала это был необычный состав. На Московском вокзале внимательные заметили, что на локомотиве вместо аббревиатуры «РЖД» зияет закрашенный серым прямоугольник, на проводницах береты не традиционно красного, а зеленого цвета, а на официальном сайте РЖД нет новостей про восстановление железнодорожного сообщения с полуостровом. Все просто: официально РЖД к поезду не имеет отношения, маршрутом занимается отдельный перевозчик, «Гранд сервис экспресс». К слову, его сайт рухнул сразу же после начала продажи билетов, которые оказали очень востребованы.
Поезд номер семь идет из Петербурга до Севастополя 43 часа 25 минут, а плацкарт стоит не намного дешевле, чем место в самолете. Зато теперь в Крым можно добраться через самый длинный мост в Европе, оставляя минимальный углеродный след. И без ограничений по весу багажа. Особый смысл это имеет на обратном пути, отягощенном крымскими винами.
Но главное в путешествии поездом — само путешествие. Романтика плацкартного вагона, нехитрые деликатесы бабушек на стоянках, родные просторы за окном. А как будут встречать первый севастопольский поезд на станциях, которые оживут впервые с 2015-го?
Приключения начались практически сразу же. Ровно в 14:00 23 декабря севастопольский экспресс покинул вокзал без начальника поезда Александра Калеущенко. Пока тот перед камерой докладывал президенту о готовности к историческому событию, вагоны за его спиной пришли в движение. «Догоняйте», – распорядился глава государства. Благо на соседних путях стоял под парами скоростной «Сапсан». На станции Угловка поезд номер семь вновь обрел руководителя. А вот обычным пассажирам удалось выйти на платформу и подышать свежим воздухом только в два часа ночи: первая продолжительная стоянка случилась в Рязани. Поезд при этом делал технические остановки, на которых пропускал те же «Сапсаны», не открывая дверей. Тяжелее всего пришлось курильщикам: гонимые своей пагубной привычкой, они метались в поисках места, где можно дымить. Нельзя было повсеместно. В конце концов характерный запах потянулся из тамбура за вагоном-рестораном. Главной заботой полицейских, патрулировавших состав, стали две беды: кто тут только что покурил и зачем в вагоне-ресторане так много наливали.
Но основной интригой путешествия были фирменные подстаканники с изображением Крымского моста и надписью «Таврия». Ряд СМИ поспешили сообщить, что все пассажиры первого поезда получат по подстаканнику в подарок. Однако в самом поезде оказались не в курсе. Проводники, которых никто не предупредил, простодушно предлагали пассажирам ценный сувенир (в комплекте — ложечка и стакан из настоящего хрусталя) приобрести за кровные — всего-то по 1950 рублей. Пассажиры при деньгах быстренько расхватали все вагонные запасы, зажмуриваясь на ценник. Остальные почувствовали горький вкус неравенства и обманутых ожиданий.
В поезде начался подстаканниковый бунт. Поползли тревожные слухи, что все подарки раздали купейным вагонам, и что сам Путин уже в курсе. Недовольные очень быстро достали проводников, пресс-службу перевозчика и даже начальника поезда, который тщетно надеялся выспаться после недолгой, но все-таки нервной погони за составом и последовавшей за нею «напряженной ночи». И все это — на фоне сновавших по вагонам корреспондентов всех возможных телеканалов и информагентств, которые задавали пассажирам одни и те же вопросы: «Как вы оказались в этом поезде?», «Что вы будете делать в Севастополе?» и «Как едется?».
К вечеру 23 декабря по вагонам начали курсировать проводники со связками пакетов, в которых угадывались очертания коробок с логотипом «Таврия». Пассажиры замерли в предвкушении. Однако в некоторые плацкартные вагоны прибыли совсем другие подарки: беспроводные наушники или пауэрбанки. Объяснили это тем, что сувениры распределялись в случайном порядке, кому-то повезло на подстаканник, а кому-то – нет. Это только распалило народный гнев. «Несите обещанные подарки, иначе мы в «Ютьюбе» разговаривать будем», – заявляли обиженные пенсионеры. К ночи их удалось успокоить обещаниями все решить утром, но потом случилась Рязань. Там в поезд подсели новые пассажиры, и борцы за подстаканники получили мощное подкрепление.
Апогеем стал рейд пресс-службы по вагонам вечером 24 декабря. Молодой человек с добрыми оленьими глазами вручал ошалевшим людям пакеты не-с-подстаканниками и приговаривал: «Вы не имеете права постить это в социальные сети, потому что несете уголовную ответственность». Вместо ответа на вопрос, зачем запугивать граждан, он ловким ударом выбил из рук корреспондента «Фонтанки» мобильный телефон. И сообщил об «уголовной ответственности за видеосъемку». Уже на подступах к Симферополю компромисс все-таки нашли. Проводники пустили по вагонам листочки, – жаждущим подарка предлагалось вписать имя, номер билета и адрес — подстаканники им пообещали выслать почтой. Учитывая, что в поезде было порядка 530 пассажиров, глупая история с подстаканниками обошлась компании-перевозчику не менее чем в миллион рублей — и репутационные потери.
Еще одним разочарованием стало расписание поезда. Остановки в Москве не было, знаковую для южного направления станцию Миллерово тоже проехали насквозь. «Почему Крымский мост — только в два часа ночи? Что мы в темноте увидим?», – переживали пассажиры. Журналисты переживали не меньше. Им удалось найти единственную выгодную точку для фото- и видеосъемки культового объекта — круглое окошко в хвосте состава. Однако очень быстро выяснилось, что смотреть в него будет только транспортная полиция. Тем не менее, поездная бригада сделала все, что могла: за несколько минут до моста по громкой связи объявили, что он вот-вот будет, да еще и скорость сбросили, чтобы встреча с достопримечательностью не оказалась совсем уж мимолетной. В вагонах кричали «Ура!» и аплодировали. Но качественные кадры оказались только у тех, кто забрался на верхнюю полку и рискнул высунуть в открытую форточку руку с телефоном.
Фонтанка