ИДК: уже не завтра, а сегодня

Сейчас ФТС России уделяет особое внимание технической модернизации региональных органов. Можно с полной ответственностью утверждать, что технический прогресс пришел на границу. Свидетельством тому оснащение пунктов пропуска высокотехнологичной техникой - инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК). Решение об их закупке за рубежом, поскольку пока российских аналогов этого оборудованию, к сожалению, нет, принималось на самом высоком государственном уровне. Речь шла о приобретении в сотни тысяч долларов

<--img-->idk-pskov.jpg

По подсчету специалистов, для обеспечения наиболее проблемных участков требуется около полусотни ИДК. Относительно их практического применения пессимисты делали неутешительные прогнозы, оптимисты убеждали, что они принесут большие успехи в борьбе с контрабандой и недостоверным декларированием. Тем временем, реалисты, каковы являлись таможенники, шаг за шагом шли к решению поставленной задачи. С помощью ИДК они планировали усилить таможенный контроль товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию РФ через автомобильные пункты пропуска, повысить эффективность выявления нарушений таможенных правил, сократить время таможенного оформления.

Как известно, транспортные средства, перевозящие внешнеторговые грузы, проходят таможенное оформление на основании представленных документов, фактически без идентификации содержимого. Выборочно досматриваются и сами автопоезда, конструкционные узлы которых потенциально могут использоваться как тайники для сокрытия контрабанды. Общепризнанно, что именно специальная техника, каковой и является ИДК, - наиболее эффективный инструмент ее выявления. Комплекс способен за 3-5 минут без вскрытия и разгрузки фуры получить четкий рентгеновский снимок ее внутренностей и содержимого. С его помощью также можно идентифицировать количественные и качественные показатели перевозимых товаров, в том числе и спрятанных от глаз таможенников.

ИДК поступили на границу в нескольких модификациях: стационарной, легковозводимой и мобильной. Неоспоримым преимуществом последних является то, что для их перевода из рабочего состояния в дорожное достаточно одного нажатия на кнопку дистанционного пульта. Буквально за считанные минуты сложная конструкция складывается в обычный автофургон, который готов передвигаться в любом направлении, чтобы начать работу на новом месте. Еще одно преимущество мобильного ИДК - никому, прежде всего контрабандистам и нарушителям, заранее не известно, на каком пункте пропуска и когда он появится приступит к выискиванию в чреве автомобиля скрытых товаров.

Псковская таможня одна из первых на Северо-Западе, где начали функционировать ИДК. Сначала - стационарный, чуть позже - мобильный. Прежде чем они заработали, специалистам предстояло решить множество задач с несколькими неизвестными. Наряду с вопросами о местонахождении, отводе соответствующих земель, проектных и изыскательских работ, непосредственно строительства таможенники столкнулись с проблемами технического оснащения и создания программных продуктов, подбора кадров и их обучения основам радиационной и электробезопасности, организации таможенного оформления с использованием ИДК. На это требовалось время, которого не было, ведь дорогостоящая техника не могла простаивать.

На первых порах не все проходило гладко. Поначалу возникли трудности с набором обслуживающих комплекс сотрудников. Срабатывали стереотипы - пугали словосочетания "радиационный фон", "радиационная безопасность". Однако, когда убедились в полной безопасности новой техники, желающих участвовать в ее внедрении в практику таможенного контроля стало немало. Появилась даже возможность провести конкурсный отбор специалистов. Таким образом, вопрос со штатом достаточно быстро решили. Также возникали некоторые сомнения - как к появлению ИДК на пунктах пропуска отнесутся перевозчики. Оказалось, что для них такая техника не в новинку. Во Франции, в Польше, в Финляндии и ряде других европейских странах ее применение - часто применяемая и уже давно привычная для водителей-международников, в том числе и российских, процедура.

В Псковской таможне и стационарный, и мобильный ИДК уже начали оправдывать вложенные в них государством средства. Так, с начала 2008 года по результатам таможенного контроля с использованием ИДК возбуждено более 50 дел об административных правонарушениях. Есть и уголовные дела по фактам выявленной контрабанды. Для примера: на МАПП Шумилкино на российско-эстонской границе с помощью мобильного ИДК осмотрели автопоезд. Согласно товаросопроводительным документам он перевозил листы неармированного стекла. Однако вместо них обнаружили совершенно другой товар - свыше 18 тонн шорт, футболок, галстуков, нижнего белья. Так было пресечено контрабандное перемещение крупной партии товара через таможенную границу РФ с обманным использованием документов. На МАПП Убылинка на российско-латвийской границе при осмотре автопоезда с применением ИДК было выявлено, что вместо заявленного минерального воска транспортное средство заполнено 7 тыс. женских утепленных курток и 4,4 тыс. джинсовых брюк.

При этом псковские таможенники убеждены, что ИДК - не панацея. При всем желании с его помощью нельзя проверить все до единой перемещаемые через границу товарные партии и транспортные средства. Главная сложность в том и состоит, чтобы из их потока выбрать и представить пред зорким "оком" ИДК именно те машины, по которым будет попадание "в десятку". Здесь на помощь приходит система управления рисками (СУР), аналитическая работа подразделений таможни и оперативная - правоохранительных органов. Все это в совокупности и должно привести к правильному использованию ИДК. Только тогда работа комплекса будет приносить желаемые результаты.

Нельзя не отметить и следующий фактор. Зачастую одно лишь присутствие на пограничных пунктах пропуска ИДК уже играет определенную положительную роль. После первых потерь недобросовестные участники ВЭД, вероятно, уже просчитали свои возможные убытки в будущем от обнаружения контрабандных товаров. Чтобы их избежать, многие перестроили свою работу в сторону соблюдения таможенного законодательства. Поскольку неизвестно, какое транспортное средство будет направлено на осмотр с применением ИДК, они сочли лучшим вариантом не рисковать. Со временем те, кто еще предпочитает играть с российской таможней "в прятки", также поймут, что время такого рода забав прошло и ему на смену наступил период приоритета закона. Причем длиться он будет не временно, а всегда.

<--source-->"Таможенные Новости"

Показать больше