Эта проблема содержит в себе как выясняется, два важных и взаимозависимых аспекта: технологическую и политическую. Как считает Марченко, введению единой валюты в рамках Таможенного союза должна предшествовать долгая подготовительная работа. Речь идет о создании единого Центробанка союза, что предполагает объединение финансовых систем. Достигнуть этого без согласования макроэкономических параметров невозможно. Затем определиться с условиями разграничений полномочий между Центробанком ТС и Центробанками стран-членов. Потому, что хотя принципы денежно-кредитной политики стран-участниц ТС во многом сходны, но в их практике проведения денежно-кредитной политики имеются различия. Только после этого надо будет вводить понятие "общая денежная единица". Тут тоже не все так просто. Казахстан пока дает понять, что с его точки зрения расчетной единицей ТС должна стать новая валюта, а не одна из уже существующих, скажем, российский рубль. Переход на рублевую систему в некоторых кругах национал-патриотического толка руководства Казахстана квалифицируется как "потеря части национального суверенитета". Хотя все понимают, что выгоды от единой валюты, как и от любого объединения, состоят в том, чтобы снимаются все барьеры на пути не только товаров, но и капиталов между странами. Но Астана пока еще настороженно относится к лидирующей позиции Москвы в ТС, хотя такое было очевидно изначально. Более того, другой участник союза - Белоруссия, с которой предпринимались попытки выхода на единую валюту, также не спешит ускорять шаги на этом направлении. Тем не менее, по оценке экспертов, на данном этапе стремление ввести общую валюту для ТС – ставить лошадь позади телеги.
Сейчас первичной основой сотрудничества в рамках ТС выступает проект формирования Единого экономического пространства, а введение общей валюты может стать кульминацией набирающих силу интеграционных процессов. К примеру, Марченко отводит на это пять лет, в течение которых участники ТС окончательно определятся со своими национальными полномочиями. При этом должна быть учтена специфика экономики каждой страны.
Есть объективные проблемы, связанные с разным характером экономик трех стран. Казахстан, как и Россия, является экспортером энергоносителей. При этом две страны заявляют о необходимости смены сырьевой экономической модели. В Белоруссии иная ситуация, поскольку там выше доля обрабатывающих отраслей и для нее проблема заключается в повышении эффективности экономики. При существующем экономическом статус-кво любые потрясения в мировой экономике приведут к тому, что страны ТС объективно будут заинтересованы в разных типах валютной политики. Соответственно, будут выигравшие и проигравшие. Поэтому необходимо продумывать и создавать механизм по реализации компенсации потерь. Так что многое в будущем ТС будет определяться в зависимости от готовности лидеров трех стран принимать общие и необходимые решения.
ФК-Новости