На заседании рассматривались вопросы:
- «О защите интеллектуальной собственности таможенными органами РФ в условиях функционирования Таможенного союза»;
- «Практика применения технологии предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза».
По первому вопросу с докладом выступила заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов СЗТУ Юлия Башкатова.
Она отметила, что в России вопросы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) рассматриваются как важный элемент национальной политики и находятся на контроле у Президента и Правительства Российской Федерации.
Из 16 объектов интеллектуальной собственности, которым предоставляется правовая охрана согласно Гражданскому законодательству России, таможенные органы Российской Федерации принимают меры по защите прав только в отношении объектов авторского права, смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
Задачами таможенных органов Российской Федерации в этом направлении являются защита исключительных прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, защита здоровья потребителей, экономической безопасности страны от импорта контрафактной и пиратской продукции.
В компетенцию таможенных органов по защите интеллектуальных прав входит проверка товаров, находящихся или находившихся под таможенным контролем. Указанными полномочиями таможенные органы обладают в отношении как ввозимых в Российскую Федерацию товаров, так и вывозимых товаров.
В соответствии со статьёй 328 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы принимают меры по защите прав на ОИС, включённые в Единый таможенный реестр государств - членов Таможенного союза и в национальный Таможенный реестр ОИС, а также в соответствии с национальным законодательством могут принимать меры в отношении ОИС, не включённых в таможенные реестры.
В настоящий момент единый Таможенный реестр не сформирован, и российские таможенные органы принимают меры только в отношении ОИС, включённых в национальный Таможенный реестр.
Правообладатель, или его представитель, имеющие достаточные основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, может иметь место нарушение прав правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, вправе подать заявление в ФТС России о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.
Таможенный кодекс Таможенного союза в качестве основной меры защиты ОИС, включённых в Таможенный реестр, предусматривает приостановление выпуска товаров сроком на 10 рабочих дней при их помещении под таможенные процедуры.
Правообладатель, ОИС которого зарегистрированы в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности ФТС России, имеет возможность знать обо всех фактах перемещения через таможенную границу РФ товаров, содержащих ОИС правообладателя, и в случаи нарушения его интеллектуальных прав применять меры к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
На сегодняшний день в Реестре объектов интеллектуальной собственности ФТС России зарегистрировано более 2 тысяч объектов интеллектуальной собственности известных компаний. Те компании, которые зарегистрировали свои ОИС и которые активно сотрудничают с представителями таможенных служб, существенно сократили процент поддельной продукции в своих товарных группах.
Юлия Башкатова предложила обратить внимание участников ВЭД, что для перемещения через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которым на территории Российской Федерации, предоставлена защита, необходимо получить соответствующее разрешение у правообладателя используемого объекта интеллектуальной собственности.
Выступая по второму вопросу повестки дня заседания, начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Станислав Шкленский отметил следующее.
Современные международные торговые отношения и новые подходы к обеспечению безопасности государств диктуют повышенные требования к развитию институтов администрирования таможенного контроля. Особое место в этом занимают информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию процессов таможенного оформления и контроля, с созданием механизма поддержки принятия решений должностными лицами таможенных органов. Одним из таких направлений является реализация технологии предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы.
Создание Таможенного союза явилось объективной предпосылкой для динамичного увеличения грузопассажирского потока, как внутри Таможенного союза, так и со стороны сопредельных государств, следствием чего стала заинтересованность ФТС России в получении предварительной информации о товарах и транспортных средствах, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза в первую очередь для ускорения таможенных процедур.
Одним из главных преимуществ предварительного информирования является сокращение времени нахождения товаров и транспортных средств в пункте пропуска, что достигается за счет использования предварительной информации при регистрации прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Помимо сокращения времени пребывания транспортного средства в пункте пропуска, предварительная информация даст возможность таможенному инспектору еще до его прибытия понять, какие необходимо принять меры по минимизации рисков. То есть, он будет имеет возможность оптимизировать таможенные процедуры путем активного использования предварительной информации при многофакторном анализе прибывающих товарных партий.
Представление предварительной информации в отношении автомобильного и железнодорожного транспорта у российских участников внешнеэкономической деятельности в настоящее время уже не вызывает затруднений. ФТС России введен в эксплуатацию портал электронного представления сведений («ЭПС»), размещенный по электронному адресу: http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx.
Портал «ЭПС» обеспечивает возможность представления участниками внешнеэкономической деятельности в электронной форме предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы на основе WEB-технологий с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».
По итогам работы за январь 2012 года, предварительная информация для оформления транзитных деклараций в пограничных пунктах пропуска при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза использовалась 33 833 раза (92,19% от общего числа оформленных транзитных деклараций). С использованием портала «ЭПС» было подано и использовано 5 420 сообщений о прибытии (16,02% от общего числа использованной предварительной информации).
В настоящее время СЗТУ проводятся меры информационно-разъяснительного характера среди участников внешнеэкономической деятельности, направленные на расширение применения практики предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах.
Станислав Шкленский предложил направлять в Северо-Западное таможенное управление информацию о проблемных вопросах при введении обязательного предварительного информирования (с 17 июня 2012 года) и по результатам ее анализа подготовить и направить в ФТС России предложения по их решению.
"Sztu.customs.ru"