Страна широко закрытых дверей

Заключительная часть интервью с генеральным директором « БрянскИнтерТранс» Александром Вержбицким, в котором он поделился своим мнением о достаточно широком круге проблем во взаимоотношениях участников ВЭД и российских таможенных органов. В этой части интервью мы говорили о том, насколько способствует существующая практика таможенного администрирования развитию российского бизнеса и созданию привлекательного климата для предпринимательства и инвестиций в российскую экономику

Интервью с генеральным директором компании «БрянскИнтерТранс» Александром Вержбицким.  (Часть 3.)

- Как Вы оцениваете «тринадцать критериев», наличие которых дает предприятию шанс упростить свою «таможенную жизнь»? Действительно ли это существенная мера в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата?

Что для меня в данном вопросе очевидно, так это то, что обозначенная схема не решит вопросов скорости таможенного оформления и упрощения таможенного контроля.

Во-первых, предложенная система никак не относится к малым и средним предприятиям (и не способствует их развитию) — вряд ли у МСБ имеются такие уставные фонды. Во-вторых, не у всех на предприятиях найдется такое количество персонала. В-третьих, не все производственные предприятия (особенно выпускающие сезонную продукцию) ввозят и подают более 50 ДТ в год. Наконец, четвертым и фактором «против» можно считать следующее:
не все производители являются и получателями, и одновременно  ответственными за финансовое регулирование. Такое положение обусловлено их формами собственности и структурой предприятий, а также ведения ВЭД;
те меры проведения досмотра, о которых говорят таможенные органы, и так уже были неактуальны и не применялись даже для ряда ценовых рисков, а уж при экспорте — и подавно. И этот фактор, пожалуй, можно считать самым главным.

А самое интересное тут в том, что никто не говорит об одной важной вещи: таможенный контроль у нас производится как до подачи, так и после выпуска ДТ и с учетом СУР (системы управления рисками). А у нас ведь половина ТНВЭД — с ценовыми рисками, а ценовая система СУР интегрирована и автоматически встроена
в технологии таможенного контроля и выпуска. И тут уже будь ты хоть трижды производитель, но если завозишь компоненты для производства дешевле ценовых рисков, то на тебя будет распространяться таможенный контроль. А это значит, что ты получишь и дополнительную проверку и выпуск ДТ через обеспечение.

Впрочем, даже это еще не все. К таможенному контролю относится также и проверка достоверной классификации товара по ТНВЭД, и получение преференций и т.д. (а это в том случае, если у таможенного органа имеются сомнения, тоже только через увеличение сроков выпуска и выставление обеспечений). И нигде при этом не говорится о том, что будет, когда таможенные органы применят срочный профиль риска и как будут адаптированы их действия, когда начнут вводиться новые профили рисков, которые у нас только множатся.

И самое главное - таможенные органы не говорят не одному производителю: Если вы, как производитель, будете отвечать установленным требованиям, то ряд обеспечительных мер на вас не будет распространяться, а ряд мер таможенного контроля будет распространяться  только при  проведении постконтроля!

Сам досмотр, в зависимости от его степени и работоспособности поста и СВХ, может лишь незначительно повлиять на скорость таможенного оформления. А вот таможенный контроль в форме дополнительной проверки таможенной стоимости достоверности кода ТНВЭД — это существенные временные и финансовые издержки для любого производителя.

Еще один фактор «против», о котором я не упомянул выше, — отношение ФТС к таможенным правонарушениям. Дело в том, что именно сами таможенные органы (и судебная практика это подтверждает) выносят, как правило, скоропалительные решения — выставление корректировок, классификационные решения — и сразу же — требования, начисление пеней и выписка бесспорного списания. А это означает, что они уже заранее относят участника ВЭД к числу нарушителей.

Что по этому поводу говорит суд? Что в подавляющем большинстве случаев нарушают закон сами таможенные органы! И как же тут быть? Почему в данном случае производители, которые потратят на то, чтобы доказать свою невиновность длительное время, не получат права воспользоваться данными послаблениями?

Ведь, в принципе, если провести контроль «с особым пристрастием» любого производителя, ввозящего комплектующие для производства, — и его можно привлечь к ответственности за три болта и три гайки и тут же выставить штраф, не говоря уже о разных подходах ФТС к технологиям производства для классификации товара. Поэтому я уже давно говорю о том, что без пересмотра ряда пунктов об административных нарушениях, предусмотренных статьей 16 КоАП и другими, а также ответственности за них таможенный контроль прорыва не сделает. Должна быть соизмеримость нарушений и ответственности.

Так что для меня очевидно одно: этот «зеленый коридор» никак особенно не повлияет на развитие производства и упрощение таможенного контроля для многих добросовестных производителей в нашей стране! Мое личное мнение: поскольку малый и часть среднего бизнеса убит доблестными борцами за пополнение бюджета, а нормативные акты, которые рождаются в недрах ФТС, только отбрасывают нашу систему таможенного администрирования назад, нашу страну как крупного транзитного игрока уже многие, к сожалению, не рассматривают. Отсюда и, мягко говоря, своеобразная формула общения бизнеса с нашими таможенными органами: «помогать не надо, мы сами выстроим свою удобную для нас логистику, найдем удобную форму сотрудничества с СВХ, с таможенными представителями… Вы, главное, нам в этом не мешайте!».

Наша разобщенность и несогласованность в вопросе отстаивания интересов всех участников ВЭД перед правительством и таможенными органами, неумение выступать «единым фронтом» как раз и дает такие результаты — из-под пера ФТС выходят нормативные акты в стиле «им и так сойдет», «они и так это скушают». И эти акты все время усложняют наше таможенное администрирование и увеличивают финансовые издержки по таможенному оформлению для участников ВЭД, а должны, по логике, облегчать и ускорять этот процесс. И уже не ясно - а сами сотрудники и руководство  ФТС понимают это или нет?  Ведь даже в своих высказываниях и принесенных извинениях за их «действия в рамках закона» по таможенному оформлению товаров, произведенных в Украине, они извиняются не перед Российскими участниками ВЭД, понесших значительные финансовые издержки, не перед Российскими и другими автотранспортниками, чьи сотрудники по двенадцать дней и больше находились в машинах, не перед своими сотрудниками, которые «пахали», разгребая  завалы их «законных решений»,  а перед иностранными производителями, демонстрируя, что сам Российский бизнес  им не интересен.

(Часть 1)

(Часть 2)

 

TKS.Ru

Показать больше