Торговые представители стран АТЭС (всего в объединение входит 21 экономика, включая США, Канаду, Мексику, Японию, почти все страны АСЕАН, а также Россию и Китай) в субботу утвердили "дорожную карту" по проведению переговоров о создании единой зоны свободной торговли (ЗСТ) в Тихоокеанском регионе. Конкретных сроков возможного формирования ЗСТ в коммюнике по итогам встречи не содержится, хотя ранее предполагалось, что переговоры должны завершиться не позднее 2025 года. В ближайшие два дня инициативу будут обсуждать и главы стран--участниц объединения на 22-м по счету саммите в Пекине. Вчера же президент Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин уже провели двусторонние переговоры, по итогам встречи было подписано 17 документов, в том числе и меморандум о сотрудничестве в газовой сфере и поставках газа по западному маршруту (газопроводу "Алтай").
Инициативу по отказу от торговых барьеров активно поддерживают в Китае: по словам китайского лидера, "АТЭС должна способствовать смене традиционных зон экономического роста". Впрочем, формирование новой ЗСТ вряд ли будет легким, учитывая замедление экономик и рост протекционизма, заявил накануне министр торговли КНР Гао Хучэн. Не ожидают быстрого завершения переговоров и в США. "Пока что речь идет лишь о подтверждении намерений создать ЗСТ в долгосрочной перспективе",— прокомментировал вчера ход переговоров торговый представитель Майкл Фроман. Напомним, в США рассчитывают на скорое завершение переговоров по созданию альтернативной ЗСТ в рамках Транстихоокеанского партнерства, объединяющего 12 стран региона (не включает Китай, все страны--участницы АТЭС). Пока что стороны так и не смогли разрешить разногласия по поводу снятия барьеров в автопроме и сельском хозяйстве.
Китай тем временем продвигает и собственную торговую инициативу — по созданию Всестороннего регионального экономического партнерства (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP). Предполагается, что помимо КНР в эту ЗСТ войдут 16 стран, включая АСЕАН, Южную Корею, Японию, Австралию. Переговоры планируется завершить уже в следующем году. Для поддержки интеграции в регионе Китай также объявил о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций с капиталом в размере $50 млрд (формально в формировании банка приняли участие порядка 20 стран региона), а также о запуске фонда "нового шелкового пути" для финансирования транспортной инфраструктуры в Центральной Азии в $40 млрд.
Для экономик стран региона формирование зон беспошлинной торговли в долгосрочной перспективе будет скорее положительным явлением, несмотря на доминирование Китая, ожидает Сергей Пухов из Центра развития НИУ-ВШЭ. "Бизнес, в том числе американский и европейский, безусловно, заинтересован в снижении торговых барьеров в Азии, однако, особенно в случае с Россией, для адекватной оценки требуется анализ по отраслям, обобщенные показатели мало о чем говорят",— замечает эксперт. Впрочем, и в случае успешного завершения переговоров само по себе появление ЗСТ не снимет всех барьеров: страны сохранят собственные требования к таможенному регулированию и техническим стандартам, что оставляет широкий зазор для защиты национальных производителей, заключает господин Пухов.
Коммерсант