Данная мера связана с тем, что казахстанское компетентное ведомство не обеспечивает полную прослеживаемость процессов производства и поставок животноводческой продукции в Россию.
В настоящее время казахстанская животноводческая продукция поступает в сопровождении документов, которые не позволяют точно определить место происхождения сырья, использованного при изготовлении продукции, и нередко – место производства готовой продукции. Россельхознадзор провел анализ существующих рисков и отмечает следующее: с учетом отсутствия достоверных и полных данных о том, что животноводческая продукция производилась именно на территории Республики Казахстан, при поставках такой продукции в Россию вероятны случаи как реэкспорта санкционных для России товаров, так и ложного транзита по территории России.
Таким образом, на территорию Российской Федерации ввозится казахстанская животноводческая продукция, в том числе неустановленного происхождения, а соответственно, представляющая риски для здоровья российских потребителей и эпизоотического благополучия страны.
В то же время необходимо отметить, что после присоединения Казахстана к Всемирной торговой организации, в 2015 г. казахстанской стороной были взяты на себя обязательства организовать передачу данных о прослеживаемости животноводческой продукции в соответствующие национальные информационные системы государств – членов Евразийского экономического союза.
Компетентными ведомствами России и Казахстана был согласован План-график по интеграции Единой автоматизированной системы управления АПК Республики Казахстан (ЕАСУ АПК) и российской системы ФГИС «Ветис». По инициативе Россельхознадзора в июле 2017 г. сторонами были скорректированы сроки и этапы реализации Плана-графика по интеграции информационных систем.
При этом казахстанской стороной не соблюдаются сроки реализации Плана-графика без объяснения причин.
Россельхознадзором был проведен анализ ЕАСУ АПК в части обеспечения прослеживаемости поставок животноводческой продукции, который показал, что ветеринарные сертификаты, оформленные на готовую животноводческую продукцию, не содержат ссылок на сырье и материалы, которые были использованы при ее изготовлении.
Таким образом, определить происхождение поставляемой из Казахстана животноводческой продукции становится невозможно.
Россельхознадзор в июне т. г. предпринял меры по ускорению интеграции информационных систем двух стран: направил в Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан контакты ответственных сотрудников Россельхознадзора, а также технические данные для интеграции двух систем.
Кроме этого, Службой были представлены примеры успешной интеграции ФГИС «Меркурий» с системами других государств – Новой Зеландии, Нидерландов, стран Европейского союза (система ЕС – TRACES), а также даны описания существующих сервисов по передаче сертификатов.
Но со стороны Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан до настоящего времени не предприняты никакие действия для реализации вышеуказанного Плана-графика.
Россельхознадзор обратился в Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан с требованием ускорить работу по интеграции информационных систем Казахстана и России.
В случае если казахстанская сторона не предпримет соответствующие меры, Россельхознадзор будет вынужден ввести ограничения в отношении поставок животноводческой продукции с казахстанских предприятий.
Пресс-служба Россельхознадзора