Ключевой аспект российско-китайского проекта по созданию лунной станции - равноправие партнеров. Отсутствие такого равноправия стало основной причиной выхода России из американского проекта Gateway, сообщил в интервью "Интерфаксу" глава Госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин.
Еще не так давно, в 2018 г. генеральный директор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин отмечал: "Мы с интересом относимся к проекту наших американских коллег по созданию международной пилотируемой окололунной станции (Gateway – "НГ"). У нас, конечно, будут свои предложения и пожелания". По-видимому, пожелания российского партнера оказались неприемлемыми для американцев. И вот, 25 января 2021 года российская сторона сообщила о выходе из американского проекта Gateway. "По результатам проработки меморандума о взаимопонимании относительно сотрудничества в рамках проекта Gateway российская сторона приняла решение не участвовать в данной программе", - сообщила пресс-служба "Роскосмоса". Тогда же Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не заинтересована в участии в американской лунной программе. "Нам это неинтересно. У России есть своя программа исследований Луны", - сообщал Рогозин в Telegram.
К проекту Gateway, действительно, были и есть претензии. И не только у России. 26 октября, выступая на на 72-м Международном астронавтическом конгрессе в Дубае, глава НАСА Билл Нельсон не упомянул проект "Артемида" (строительство лунной базы) и иных межпланетных проектов в своем докладе.
"В администрации США происходит отход от программы "Артемида", точнее, она уходит из приоритетов, - считает эксперт в области космонавтики Андрей Ионин. На первый план у демократов выходят программы, связанные с экологией, зеленой экономикой, дистанционным зондированием Земли. У "Артемиды" и так было много технических и финансовых проблем, но сейчас, когда нет политической воли в лице (бывшего) президента Дональда Трампа и вице-президента (при Трампе) Майкла Пенса, программа будет тормозиться и отставать даже от самых отдаленных сроков.
И как обычно бывает у американцев, они забыли предупредить о смене стратегии своих зарубежных "партнеров". Такое происходит уже не первый раз. Сначала США при президенте Бараке Обаме вовлекали партнёров в Gateway, затем в "Артемиду" при Трампе. Вот теперь у США снова резкий поворот, а партнёры должны снова сориентироваться. Судьба у них такая".
Россия в этой ситуации выбрала себе другого стратегического партнера в освоении Луны – Китай. Дмитрий Рогозин заявляет: "Проект по созданию российско-китайской лунной станции является серьезным шагом в исследовании Луны, поэтому он открыт для доступа всех заинтересованных стран и зарубежных партнеров".
16 июня Россия и Китай представили "дорожную карту" строительства совместной лунной базы. Строительство станции начнется в 2026 году, завершить его планируется к 2035 году. В состав станции войдут два орбитальных и восемь лунных модулей. На поверхности естественного спутника Земли разместятся базовый телекоммуникационный, командный, энергетический, взлетный, посадочный и экспериментальный модули, а также модули наблюдения и технологических проверок.
Все это, конечно, выглядит завораживающе красиво. Реальность, однако, может оказаться гораздо жестче и суровее. Так, еще в мае 2021 года исполнительный директор "Роскосмоса" по науке Александр Блошенко подчеркивал, что для доставки человека на Луну с помощью ракет "Ангара" потребуется 400 млрд рублей без учета полезной нагрузки. По его словам, стоимость лунной программы с использованием сверхтяжелой ракеты-носителя "Енисей" составляет примерно 1,7 трлн рублей, из которых 900 млрд потребуется на разработку полезной нагрузки и около 800 млрд на разработку самой ракеты. В состав полезной нагрузки, отметил Блошенко, входят несколько кораблей "Орел", лунный взлетно-посадочный модуль, луноходы, лунные скафандры, научное оборудование и другая техника.