TKS.RU: всё о ТАМОЖНЕ

Внесудебное обжалование решений имеет ряд преимуществ

Внесудебное обжалование решений имеет ряд преимуществ - Практикум

Одной из важнейших функций таможенных органов Российской Федерации является содействие развитию внешней торговли в тесной взаимосвязи с соблюдением экономических интересов государства. Вместе с тем, выполняя свои приоритетные задачи, в том числе по наполнению доходной части федерального бюджета, таможенные органы нередко сталкиваются с несогласием участников внешнеэкономической деятельности с решениями и действиями в области таможенного дела.

При несогласии с принятыми таможенными органами решениями, совершенными действиями (бездействием) лицо имеет право обжаловать их в суд или в вышестоящий таможенный орган. Вместе с тем, судебные тяжбы влекут несение лицами судебных расходов (государственная пошлина, судебные издержки), имеют длительный характер рассмотрения дела в суде (в том числе с учетом рассмотрения дела в судах апелляционной и кассационной инстанций) и реализации судебного решения (в случае вынесения его в пользу заявителя). Судебное разбирательство требует личного присутствия сторон в судебном заседании, что влечет дополнительные временные и денежные затраты.

Альтернативным эффективным способом защиты своих прав и свобод является предусмотренная законодательством возможность внесудебного обжалования решений в области таможенного дела. Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа в вышестоящий таможенный орган, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Порядок такого обжалования определен главой 51 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ).

Подача жалобы в вышестоящий таможенный орган имеет ряд преимуществ перед судебным обжалованием:

- срок рассмотрения жалобы четко определен Федеральным законом № 289-ФЗ: он составляет один месяц со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу, и может быть продлен, но только на один месяц; или два месяца в случае подачи жалобы заинтересованным лицом не через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;

- возможность приостановить исполнение обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием;

- решение по жалобе вступает в силу сразу после принятия в отличие от судебного акта, предусматривающего специальный порядок вступления в законную силу;

- отсутствие расходов (за исключением разве что расходов на услуги почтовой связи при отправке жалобы почтой);

- отсутствие необходимости отслеживать даты судебных заседаний и обеспечивать личное присутствие (или представителя заявителя) в судебном процессе: лицо может подать жалобу без ущерба для своей ежедневной деятельности, копия решения по жалобе заявителя будет направлена по указанному лицом адресу (в том числе и электронной почтой).

Важно отметить, что согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" период административного обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа, в том числе, если жалоба не была рассмотрена по существу, не включается в срок обращения в суд.

Вышестоящие таможенные органы компетентны проверять законность и обоснованность решений, принятых нижестоящими таможенными органами. При рассмотрении жалоб на решения в области таможенного дела таможенными органами учитываются доводы подателей жалоб, а также правоприменительная и судебная практика по аналогичным спорам. Так, вышестоящими таможенными органами по отношению к Южному таможенному посту (ЦЭД) Южной электронной таможни является Южная электронная таможня (344000, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, р-н Пролетарский, пер. Энергетиков, д. 11), к Новороссийскому таможенному посту (ЦЭД) Новороссийской таможни - Новороссийская таможня (353915, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Мысхакское шоссе, д. 61).

Требования к форме и содержанию жалобы поименованы в главе 51 Федерального закона № 289-ФЗ и сводятся к соблюдению минимальных требований к письменной форме (жалоба должна быть собственноручно подписана заявителем или его представителем) и содержанию жалобы, срока подачи жалобы.

Особые требования связаны со сроком подачи жалобы. Жалоба может быть подана в течение трех месяцев:

1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Однако срок подачи жалобы может быть восстановлен таможенным органом при удовлетворении ходатайства, поданного лицом вместе с жалобой, и признании причин пропуска срока подачи жалобы уважительными.

С 1 января 2022 года начнут применяться нормы о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме. Согласно положениям части 2 статьи 290 Федерального закона о таможенном регулировании жалоба может быть подана в электронном виде. Жалоба, поданная в виде электронного документа, должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.

Административный порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов эффективен так же, как и судебный, но при этом является более выгодным для физических и юридических лиц.

Стоит также отметить, что статья 265 Федерального закона № 289-ФЗ устанавливает право лица обратиться с запросом в таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия (бездействия) либо о причинах непринятия решения, несовершения действия, если это затрагивает его права и законные интересы непосредственно и индивидуально.

Запрос подается в тот же таможенный орган, которым принято решение или совершено действие (бездействие).

Срок подачи такого запроса составляет шесть месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). С запросом о предоставлении необходимой информации можно обратиться как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения.


Top.Mail.Ru