Как отметил в своем вступительном слове вице-президент ТПП РФ Георгий Петров, в этом документе заложены основные ориентиры работы совета. Правда, теперь, после завершения на острове Бали конференции, принявшей соглашение об облегчении торговли, в «дорожную карту», как, впрочем, и в работу таможни, вообще придется вносить заметные изменения.
По словам руководителя рабочей группы Виталия Сурвилло, он и его коллеги к этому готовы. Тем более что в саму «дорожную карту» за два года, прошедших с момента одобрения ее концепции, коррективы вносились уже не раз. В прошлом году был принят ее новый формат, заметно увеличилось количество мероприятий. Но главным достижением этой работы Виталий Сурвилло считает то, что в документе четче прописали обязательные результаты.
Почему этот вопрос вышел на первый план? Потому что итоги первого года работы над документом дали парадоксальные результаты. Пункты «дорожной карты» сформулированы, на первый взгляд, правильно, они выполняются (во всяком случае, на бумаге), а итог работы не соответствует ожиданиям бизнеса. Поэтому и возникла необходимость переформатировать документ и более четко очертить ожидаемые результаты.
Если говорить об основных итогах работы в прошлом году, то здесь можно отметить введение предварительного информирования о пересечении автомобильных пунктов пропуска, продолжении процесса перехода на электронное декларирование и взаимодействие с таможней. Ожидается, что упрощением работы уполномоченных экономических операторов при прохождении таможенных процедур завершатся процессы с категорированием участников внешнеэкономической деятельности.
Но январь наступившего года будет ключевым в работе по совершенствованию таможенного администрирования. На этот период запланировано около 30 важных мероприятий. Во многом это связано с тем, что по поручению президента срок выполнения дорожной карты передвинулся на два года – с 2018 на 2016 год. Поэтому Федеральная таможенная служба (ФТС), на которую возложена ответственность за реализацию «дорожной карты» в целом, выступила с инициативой ускорения этого процесса.
Но если говорить о каких-то несомненных итогах, то они заключаются в том, что появился механизм постоянного диалога между таможней и бизнесом. Надо заметить, что в начале этой работы оптимистов, которые верили, что «дорожная карта» как-то изменит отношения между предпринимателями и ФТС, было до обидного мало. Сейчас, по мнению Виталия Сурвилло, ситуация изменилась. Таможня стала не только прислушиваться к бизнесу, но и проводить мероприятия, которые укладываются в контекст предстоящих изменений по «дорожной карте». Диалог идет.
Если говорить о том, чего ждет бизнес от года наступившего, то это исключение дублирования электронных документов бумажными, а также ускорение выдачи дополнительной документации при пересечении границы, в частности, сертификатов соответствия, разрешений и лицензий.
Огромное значение придается вопросам, связанным с деятельностью таможенных представителей. Лед тронулся и здесь. Принят закон о таможенном представителе. Их зависимость от записи в реестре, которая определяется федеральной таможенной службой, значительно уменьшилась. Это своеобразный залог того, что таможенные представители будут более эффективно обслуживать участников внешнеэкономической деятельности.
Вызывают вопрос у членов рабочей группы таможенные процедуры морских портов. Хоть конструктивный, многоаспектный диалог с Минтранспортом и идет, эффекта пока нет. Время и стоимость обработки грузов значительно превышают мировые стандарты. Если брать тихоокеанские порты, то время прохождения груза по всему Транссибу до Москвы занимает 7 дней. Но обработка груза в порту требует подчас больше времени. В решении этой проблемы члены рабочей группы очень рассчитывают на помощь общественных объединений, и прежде всего Торгово-промышленной палаты РФ. Это будет способствовать превращению России в мощное транзитное государство и одновременно развитию Дальневосточного федерального округа, что является одной из приоритетных задач, поставленных президентом и правительством.
ТПП-Информ