Таможенный представитель: пора одиночек прошла

За последнее время ФТС России сделала немало позитивного для того, чтобы деятельность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе и таможенных представителей, отвечала требованиям времени. Серьезные меры, направленные на совершенствование таможенного администрирования и развитие электронных технологий, заложены в проект Стратегии развития таможенной службы до 2030 года.

Среди прочего в нем определены ключевые направления развития таможенной службы: цифровизация и автоматизация, содействие в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России, создание благоприятной среды для деятельности участников ВЭД и ряд других.

Это здорово, что в Стратегии впервые сформулирована миссия таможенной службы, которая предполагает «содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД».

В связи с этим хотелось бы понять, какие именно «конкурентные преимущества» ФТС России предполагает применять в отношении законопослушных участников ВЭД, которых служба относит к категории низкого уровня риска. Как указано в разделе «Категорирование участников ВЭД» на сайте ФТС России, «в результате проведенного риск-категорирования на второй квартал 2019 года количество организаций низкого уровня риска составило 9053, из которых 3734 организации осуществляли импортные операции, 1509 – экспортные, 3810 – импортно-экспортные.

В Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства включено 4704 организации, отнесенные к категории низкого уровня риска. За первый квартал 2019 года на долю организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска на второй квартал 2019 года, пришлось около 62% товарных партий и 82% уплаченных таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров. К категории высокого уровня риска отнесены 10 781 участников ВЭД, к категории среднего уровня риска – 93 487 участников ВЭД».

Здесь стоит отметить, что с недавних пор в силу ряда причин в рядах таможенных представителей растет обеспокоенность не только в отношении будущего своих компаний, но и дальнейшего существования данного сектора околотаможенных услуг в целом. Как известно, бизнесу достаточно сложно найти поддержку у таможенных органов, когда речь идет о таких вопросах, как солидарная ответственность таможенных представителей, доначисление и оплата таможенных платежей или повторное включение в реестр ФТС России.

При этом трудности с их решением возникают даже у организаций, имеющих реальное финансовое обеспечение, которые по всем позициям соответствуют требованиям, предъявляемым ведомством к данной категории участников рынка околотаможенных услуг. По нашему мнению, критерии подходов в этих вопросах могут быть более точными, прозрачными и понятными для всех заинтересованных сторон.

Подчеркну, что работающему на рынке таможенному представителю, который не только отвечает по своим обязательствам реальными активами, но и способствует существенному пополнению государственного бюджета, крайне не выгодно изобретать или участвовать в каких-либо левых схемах, связанных с «оптимизацией таможенных платежей».

В этом случае мы слишком многим рискуем и в моральном, и в материальном плане. От имени нашей ГК скажу, что ради сиюминутной выгоды никто из нас не поставит на карту все то, что было наработано за более чем 20-летнюю достаточно успешную работу в сфере ВЭД. Отмечу, что с недавних пор мы осуществляем обеспечение таможенного транзита. Работа по данному направлению уверенно набирает обороты, оно стало одним из приоритетных в деятельности ГК.

Для его реализации с ФТС России заключен Договор поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей при таможенном транзите. Обладая собственными инструментами для его обеспечения, мы накопили значительный опыт работы в данной сфере, открыли представительства на границах с Латвией, Эстонией и Финляндией. Это позволяет предоставлять клиентам качественный сервис, в кратчайшие сроки оформлять необходимые документы.

Поскольку вот уже пять лет мы живем и работаем в условиях Единого таможенного пространства (ЕТП), сформированного в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), нам нельзя замыкаться лишь в пределах территории Российской Федерации. Сегодня нужно учитывать тот фактор, что коллеги из стран – членов Союза тоже стремятся получить под свой контроль как можно больше внешнеторговых грузов, перемещаемых в обе стороны через внешние границы ЕАЭС. Жизнь уже наглядно доказала, что товаропотоки обязательно уйдут туда, где для них созданы максимально комфортные условия, в том числе и с точки зрения таможенного оформления.

В связи с этим считаю целесообразным предложить на рассмотрение коллег идею о формировании в ближайшей перспективе некоего единого общесоюзного Центра компетенций в сфере ВЭД и таможенного дела. Выработку порядка и правил его создания следует возложить на международную рабочую группу, созданную из числа руководителей профессиональных бизнес-ассоциаций, объединений и ведущих организаций, являющихся международными экспедиторами, перевозчиками и таможенными представителями в своих странах ЕАЭС.

В идеале нужно будет добиться того, чтобы со временем коллективные решения, вырабатываемые и принимаемые Центром на основе консультаций с деловыми кругами, стали носить не только рекомендательный, но и обязательный характер. Как известно, в рамках Союза на уровне правительств, различного рода ведомств и служб уже сформированы различного рода общесоюзные структуры, пора что-то аналогичное создать и бизнесу.

Как мне представляется, сделать это нужно нам самим, не дожидаясь указки и совета сверху. Применительно к нашей внутренней ситуации, чтобы не просто в очередной раз обозначить имеющиеся проблемы, но и выработать реальные и обоснованные пути их решения, следует провести расширенное общероссийское деловое мероприятие. Его форма в данном случае не имеет особого значения. Важно, чтобы в нем приняли участие все заинтересованные стороны, включая бизнес и государственные органы, отвечающие за организацию и ведение в стране ВЭД и таможенного дела. Данное мероприятие может быть организовано под эгидой Общественного совета при ФТС России, например, на площадке Торгово-промышленной палаты РФ.

Кроме того, имеется достаточно острая необходимость в создании единого международного портала, который мог бы стать дискуссионной онлайн-площадкой, на которой участники рынка могли бы консолидировать свой профессиональный и интеллектуальный потенциал, обсуждать возникающие проблемы и вызовы, коллективно вырабатывать действенные и наиболее эффективные пути их решений. При этом ресурс должен быть общедоступным.

Понятно, что по отношению друг к другу участники рынка являются конкурентами, которые в первую очередь стараются защитить свои интересы. Однако, как мне представляется, пришла пора осознать, что мы практически подошли к той черте, пересечение которой может привести большинство компаний к печальному финалу. В этих условиях, хотим мы этого или нет, для достижения общей цели придется в какой-то мере поступиться собственными интересами.

Следует признать, что по большому счету судьба института таможенных представителей волнует и заботит только тех, кто в нем занят. Соответственно, пока не поздно, нам самим пора совместно взяться за его сохранение. Безусловно, проведение и других всякого рода локальных и компактных профессиональных мероприятий и дискуссий на различных площадках важно и необходимо. Правда, практика показала, что принятые на них весьма важные и правильные решения, как правило, потом так и остаются на бумаге. Зачастую о них знают лишь участники встречи.

При этом следует признать, что нынешние проблемы таможенных представителей в определенной части носят и объективный характер. Наша деятельность в своем изначальном, классическом виде неуклонно уходит в прошлое. На смену классическим таможенным представителям приходят многопрофильные интегрированные компании, объединяющие в себе широкий функционал.

Они могут одновременно выполнять функции таможенного представителя, склада временного хранения, перевозчика и экспедитора, являться поручителем и даже иметь статус уполномоченного экономического оператора. Этот перечень можно продолжить и расширить. Знаю, что в последнее время многие компании стараются выстраивать свою практическую работу именно в таком современном ключе.

При соответствующем взаимодействии с коллегами, иными участниками ВЭД совет директоров ГК «ТрансБалт» готов включиться в работу по консолидации предложений, поступающих от компаний и участников рынка, входящих в реестры ФТС России, по изложенному выше предложению.

Комментариев нет

Таможенный представитель: пора одиночек прошла - Обзор прессы

Не пропустите


Top.Mail.Ru

;