Ирина Капитанова: под лежачий камень ничего не течет

Через считанные дни нынешний год станет историей не только в жизни нашей страны, но и каждого из ее граждан. В оставшиеся два месяца еще есть возможность завершить задуманное, поэтому сейчас самое время подвести промежуточные итоги и постараться заглянуть в будущее

Объективная оценка полученных результатов и определение главных направлений дальнейшего развития стали основным предметом разговора с президентом Ассоциации импортеров плодоовощной продукции (АИПП) Ириной КАПИТАНОВОЙ. Кроме того, она поделилась своим мнением относительно ситуации, складывающейся в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которая связана с перемещением через границу фруктов и овощей.

- Ирина Александровна, насколько, на ваш взгляд, нынешний год стал результативным для Ассоциации, которая нацелена на консолидацию возможностей и потенциала участников вашего сектора рынка для достижения поставленных целей?

- Сразу отмечу, что в целом итогами уходящего года удовлетворена. Главное, что за счет общих усилий мы сумели не только укрепить позиции, но и существенно поднять статус АИПП. Причем это произошло не только на уровне нашего отраслевого сектора бизнеса, но также среди других участников ВЭД и федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). С последними мы сегодня активно ведем конструктивный диалог, - что отрадно, чиновники начали нас не только слушать, но и слышать.
Подтверждением тому подписание двусторонних Соглашений о взаимодействии с ФТС России и Россельхознадзором. В этом году мы сумели на официальном уровне закрепить свое партнерство с Ассоциацией порта Гамбург, который является одним из крупнейших логистических хабов мира. Кроме того, заключено Соглашение с Ассоциацией логистики Туркменистана. Она патронирует значительный объем ввозимых в Россию фруктов и овощей, выращенных в республиках Средней Азии.

Знаковым моментом считаю вхождение представителей АИПП в состав Экспертно-консультативного совета (ЭКС) по реализации таможенной политики при ФТС России, в рамках которого мне оказана честь быть координатором от деловых кругов Комиссии по классификации и стране происхождения товаров, сформированной на постоянной основе в рамках Совета. Результатом организационно-методологической работы за текущий год стал многократный рост деловых контактов с руководством и ведущими специалистами ФТС России и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Особо подчеркну, что недавно наших экспертов включили в состав сразу двух рабочих групп - по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере деятельности Россельхознадзора и по оценке результативности научной деятельности ФГБУ «ВНИИКР» (Центр карантина растений).

- По возможности выделите наиболее важные вопросы и проблемы, рассмотрением и решением которых на указанных вами площадках будут заниматься эксперты.

- Здесь стоит пояснить, что первая рабочая группа утверждена аппаратом Правительства РФ. Она формировалась для реализации механизма «регуляторной гильотины» по сферам деятельности ФОИВ. Перед нами поставлена задача обсудить и согласовать новую структуру нормативного регулирования в конкретных сферах предпринимательской деятельности, а также разработать проекты соответствующих правовых актов, отвечающих сегодняшним реалиям.

Работа, не побоюсь сказать, предстоит колоссальная, и сделать ее нужно в кратчайшие сроки. Напомню, что премьер-министр Дмитрий Медведев поручил в срок до середины ноября подготовить проект постановления правительства об отмене с 1 февраля 2020 года правовых актов СССР и РСФСР. Сейчас в базе Минюста «Нормативные правовые акты» числятся 36,3 тыс. актов СССР и РСФСР. Уже подсчитано, что отмене подлежат свыше 20 тыс. документов, некоторые из них столетней давности. Один их перечень занял 1992 страницы. Сегодня пока сложно точно оценить весь объем того, что нужно будет сделать. Однако уже понятно, что придется изучить тысячи актов СССР и РСФСР. В большинстве своем они будут признаны утратившими силу или недействующими с 1 февраля 2020 года.

«Регуляторная гильотина», или отсечение устаревших норм, является частью реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Насколько мне известно, предполагается провести полный пересмотр обязательных требований, предъявляемых к бизнесу. Их ревизию следует завершить к 2021 году. Среди прочих ведомств под нее попадут и акты Россельхознадзора, который является регулятором во вверенной ему сфере.

На сегодня АИПП уже подготовлены предложения по перечню обязательных требований в сфере государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) - КФК. После согласования они будут включены в текст постановления Правительства РФ от 13.08.2016 № 792 «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Эксперты АИПП указали на необходимость упрощения порядка прохождения таможенного оформления в порту за счет сокращения сроков проведения КФК и перевода бумажного документооборота в электронный.

Как уже отмечала, «регуляторная гильотина» предусматривает проведение масштабного анализа и переосмысления действующих нормативно-правовых актов, что должно в определенной мере способствовать упрощению ведения бизнеса в целом. Применительно к нашей сфере, в рамках взаимодействия с Россельхознадзором, мы будем просить ведомство о содействии и поддержке в части включения в программу ревизии его правовых актов вопроса о возможности дополнения законодательной базы данной службы рядом новых документов. Их принятие и вступление в силу позволит существенно сократить временные и финансовые затраты импортеров подкарантинных товаров, в том числе плодоовощной продукции.

- Что из себя в его нынешнем виде представляет ЭКС при ФТС России. Решение каких вопросов входит в компетенцию вашей Комиссии?

- При формировании Совета руководство таможенного ведомства отметило, что рассматривает ЭКС в качестве современного и наиболее приемлемого формата взаимодействия между деловыми кругами и ФТС России. Поэтому нынешний состав ЭКС формировался при активном участии представителей бизнеса. Предложенный алгоритм работы должен обеспечить оптимизацию порядка рассмотрения службой запросов и предложений от участников ВЭД.

Предполагается, что члены ЭКС будут аккумулировать и обобщать поступающую информацию. ФТС России обеспечит привлечение к обсуждению рассматриваемых проблем представителей органов государственной власти, экспертов в различных отраслях. Такой комплексный подход позволит оперативно реагировать на возникающие проблемные ситуации, не доводить их до конфликтного состояния и оперативно решать в процессе открытого диалога заинтересованных сторон.

Таможенные органы, в свою очередь, с помощью ЭКС наладят бесперебойную обратную связь с деловыми кругами. Это позволит учитывать их мнение при определении приоритетных процессов таможенного администрирования, которые в первую очередь нуждаются в автоматизации и оптимизации. Как считают в ФТС России, результатом конструктивного взаимодействия с бизнесом должны стать конкретные предложения в Минфин о необходимости внесения изменений в те или иные нормативные правовые акты в области таможенного дела, рекомендации по улучшению правоприменительной практики таможенных органов.

К данному моменту уже проведено 5 заседаний нашей Комиссии, на них были подняты проблемные вопросы, касающиеся классификации одинаковых товаров в разных товарных позициях ТН ВЭД ЕАЭС, а также одноартикульных товаров; получения предварительного решения о классификации товаров; преференций; сертификатов происхождения товаров; модернизации «Личного кабинета участника ВЭД»; сроков и эффективности проведения палинологических экспертиз происхождения товаров и т. п.

Часть этих проблем Комиссия осветила в ходе круглого стола «Проблемы и механизмы решения вопросов классификации и происхождения товаров», который состоялся в рамках Международного таможенного форума – 2019. Он прошел в Москве 24-25 октября. Его участникам была представлена актуальная информация о возможных путях решения вопросов по определению классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Также обозначили наличие проблем, связанных с определением происхождения товаров и предоставлением тарифных преференций, рассказали о мерах, предпринимаемых для их устранения. Итоги дискуссии решили подвести на следующем заседании.

Отмечу, что свою работу мы ведем в партнерстве с другими Комиссиями, например по вопросам таможенной стоимости товаров, по профилактике правонарушений. Чтобы не замыкаться в своем кругу, планируем доводить принятые решения до широкой аудитории, в том числе на выездных мероприятиях. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Так, недавно совместно с Комитетом по логистике, ВЭД и таможенному администрированию Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛоТПП) для участников ВЭД региона провели круглый стол на тему «Обзор судебной практики в сфере логистики, ВЭД и таможенного администрирования». На нем рассмотрели спорные вопросы при классификации товаров. Мероприятие показало, что такая форма общения с бизнесом достаточно востребована. Решено развивать ее и дальше.

- В самом названии вашей организации есть отсылка к импортерам, значит – это одна из основных категорий бизнеса, с которой наиболее плотно работаете и общаетесь. Как строятся ваши взаимоотношения?

- Одно из приоритетных направлений работы – всемерное содействие развитию внешнеторгового партнерства. Считаю, что в этом году мы достигли хороших результатов. Так, недавно в состав членов АИПП вошли две иностранные компании - производители фруктов и овощей (ФРОВ) из Сербии и Гватемалы. Кроме того, эксперты Ассоциации участвовали в серии международных мероприятий, например в специализированных выставках World Food Moscow, Fruit Logistica 2019 (Berlin).
В качестве спикеров выступали на крупнейших логистических форумах/конференциях, состоявшихся в Санкт-Петербурге и Москве. Сегодня мы активно продвигаем идею цифровизации логистической отрасли, рассказываем о путях снижения издержек импортеров за счет сокращения сроков оформления грузов в порту. Для этого предложили полностью отказаться от бумажного штампа «Подлежит КФК», перенести представление предварительной декларации (ПД) на этап подачи предварительной информации (ПИ).

В этом году мы провели большое количество встреч с партнерами из Туркменистана, Кореи, Сербии, Молдовы, Тайваня. В рамках Петербургского международного экономического форума с коллегами из Индии обсуждали проблемы поставок винограда. На полях саммита «Россия – ЮАР» в Сочи состоялась встреча с представителями Делового совета Россия – ЮАР. Также не могу не упомянуть конференцию, организованную совместно с Портом Гамбурга, «Цифровизация логистической отрасли», и организованный вместе с вашей редакцией при поддержке ЛоТПП семинар по предварительному информированию о товарах, перемещаемых водным транспортом.

- В каком состоянии АИПП выходит на финишную прямую этого года?

- Если брать количественную сторону, то мы постоянно неуклонно наращиваем число участников, присоединившихся к нашей организации. Сейчас в нее входят 19 компаний, четыре из них вступили в наши ряды в этом году. Отмечу, что в АИПП входят не только импортеры, но и ведущие торговые сети России, такие как X5 Retail Group, «Виктория», «Дикси», «Лента», «Магнит», «Мария-Ра», SPAR, а также крупнейший поставщик свежих овощей и фруктов ГК «Глобус», мультимодальный таможенный терминал «Михнево», 3PL-оператор «ГРАНДО». Сейчас ведется активная работа по привлечению новых участников.

Наши партнеры заинтересованы в получении реальной площадки для обсуждения в прямом и открытом диалоге с властью проблемных вопросов плодоовощного сектора. Задача АИПП сделать так, чтобы они такую возможность получили. Здесь важно добиться того, чтобы госорганы не просто послушали мнение бизнеса, но и начали что-то реально делать для изменения существующей ситуации в лучшую сторону. Поверьте, у нас еще много узких мест, и для их устранения потребуется не один год.
Мы очень заинтересованы в привлечении в свои ряды тех, кто может и готов, как говорится, с корабля на бал, сразу активно включиться в работу, которой у нас непочатый край. При этом, если честно, просим не беспокоиться тех, кто не хочет или не способен не просто предложить новую идею или инициативу, но и представить свое видение ее реализации. Нам не нужны безынициативные попутчики, вклад которых в общее дело ограничивается лишь уплатой членских взносов. Общеизвестно, что под лежачий камень ничего не течет, не только вода.

- Как вы в целом оцениваете степень заинтересованности бизнеса в участии, скажем так, в общественно значимой для него же работе? Например, в мероприятиях с участием представителей государственных контролирующих органов и общественных объединений?

- Если честно, то общая инертность - это главная проблема основной части российского бизнеса. Как известно, организация и проведение любого мероприятия, даже самого простого семинара, требуют больших усилий, моральных и материальных затрат. Прежде чем что-то устроить, обязательно досконально изучаем проблему, рассматриваем варианты ее решения, подбираем в качестве спикеров наиболее компетентных специалистов.

Бывает крайне обидно и неприятно видеть, когда весь этот труд оказывается невостребованным значительной частью участников ВЭД. На деле получается, что никому ничего не нужно, хотя при этом отовсюду раздаются стенания, что власть не хочет слушать предпринимателей и решать их проблемы. Парадокс в том, что в определенной части контролирующие органы уже готовы и хотят это делать. Однако на практике оказывается, что в массе своей деловые круги просто реально не готовы к диалогу с госорганами. Они даже не в состоянии представить свою четко сформулированную позицию.

Огромного труда стоит хотя бы собрать от бизнеса внятно изложенные претензии и пожелания. В свое время ФТС России ясно обозначила стратегические направления своего развития. Они были еще раз озвучены на недавно прошедшем Международном таможенном форуме. От выбранного пути, как бы его ни оценивал бизнес, служба точно не откажется. Это нужно принять как данность.

Кроме того, устами своих руководителей она еще раз артикулировала, что не будет заниматься проблемами отдельно взятой компании или индивидуального предпринимателя, станет разговаривать только с отраслевыми ассоциациями и рассматривать, так сказать, коллективные обращения. Она в какой-то части готова рассматривать и принимать концептуальные вопросы, для решения которых потребуется подготовка неких правовых актов или внесение изменений в действующее законодательство. Как оказалось, со своей стороны, участники ВЭД пока не могут представить обоснованное и согласованное корпоративное мнение, выработать общую позицию и донести ее до ведомства. Судя по тому, как развиваются события, положительных сдвигов в этом плане придется ждать еще долго.

- Будем надеяться, что не до Второго пришествия. Ирина Александровна, в завершение нашей достаточно содержательной беседы скажите, какие новые цели и задачи ставит перед собой АИПП?

- Если честно, то по большому счету никаких. Поверьте, за время существования Ассоциации мы выявили в своем секторе рынка столько подводных камней, которые реально мешают работе, что на их устранение потребуется очень много времени. Безусловно, жизнь и практика будут постоянно подбрасывать нам новые вызовы, на которые нужно будет реагировать. Как говорится, будем решать по мере поступления.

В целом же мы изначально определили для себя четкий вектор развития и направление движения. Они обозначены в наших программных документах. Именно по этому пути и будем планомерно и целенаправленно двигаться вперед. Очень надеюсь, что нам удастся встретить и приобрести единомышленников и помощников, которые не по указу, а по велению души примкнут к нашим пока еще не очень многочисленным, но достаточно квалифицированным и высокопрофессиональным рядам.

Комментариев нет

Ирина Капитанова: под лежачий камень ничего не течет - Обзор прессы

Не пропустите


Top.Mail.Ru
;