А заметно выросшие в начале года пошлины на европейские модели сделали их менее привлекательным и на ключевом внешнем рынке — в США. Немецкий автопром находится на пороге глубокого кризиса, который может обернуться экономической катастрофой для всей Германии, считают эксперты.
Все упали
По итогам III квартала операционный убыток Porsche AG составил €966 млн. Об этом говорится в финансовом отчете компании. Операционная прибыль автопроизводителя с января по сентябрь 2025 года составила €40 млн (в прошлом году за аналогичный период — €4,04 млрд).
Такие финансовые результаты в компании объясняют корректировкой плана выпуска электрокаров. В прошлом месяце Porsche объявила, что отложит вывод на рынок новых моделей электромобилей в связи с непредсказуемой динамикой спроса на них. Кроме того, на увеличение убытков повлияли и введенные США в начала года пошлины на европейские автомобили.
"Мы ожидаем, что 2025 год станет низшей точкой, за которой последует заметное улучшение показателей Porsche начиная с 2026 года", — отметил в отчете главный финансовый директор Porsche AG Йохен Брекнер.
В конце сентября компания была исключена из главного биржевого индекса Германии DAX. Это связано с тем, что за последние два года цена акций Porsche упала на 67%, а рыночная стоимость компании по оценкам европейских аналитиков опустилась с €25 млрд до €11 млрд.
Не лучше обстоят дела и у других немецких производителей. Так, у BMW по итогам первого полугодия чистая прибыль сократилась на 32% — до €1,842 млрд. У Audi за тот же период прибыль составила €1,3 млрд, что на 37,5% меньше аналогичного показателя 2024 года. На 55,8% (с €6,1 млрд до €2,7 млрд) уменьшилась чистая прибыль Mercedes-Benz. У Volkswagen операционная прибыль во втором квартале 2025 года сократилась более чем на 29%: с €5,43 млрд до €3,83 млрд.
По словам генерального директора Volkswagen AG Оливера Блюме, компания находится в критическом состоянии и уступает конкурентам, поскольку производство не учло динамичного развития современного мира и изменения желаний потребителей.
"Мы слишком долго почивали на лаврах. И мы слишком поздно поняли, что мир меняется чрезвычайно быстро и динамично", — заявил он в интервью немецким СМИ.
Трудности преследуют VW c прошлого года: после обнародования осенью 2024 года планов компании по закрытию в Германии трех заводов и сокращению десятков тысяч сотрудников, в начале зимы работники концерна провели несколько масштабных забастовок. Сейчас концерн готовится к приостановке производства некоторых моделей, а также планирует сократить рабочие смены из-за очередной проблемы с нехваткой чипов.
"Зеленые" увлечения
Автопром в разные годы переживал и взлеты, и падения, напоминает партнер аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто. Нынешний кризис, в котором оказались европейские, и прежде всего немецкие автопроизводители, связан с рядом ключевых причин, отметил он. По словам эксперта, в автопроме ЕС складывается ситуация "идеального шторма".
— Во многом за счет активного насаждения "зеленой" повестки руководством Евросоюза, автоконцерны Старого Света поголовно ударились в разработку и создание электрокаров и гибридов, — рассказал Игорь Моржаретто.
Однако в Китае на государственном уровне стратегия развития этих видов транспорта была принята около 20 лет назад. За это время, благодаря гигантским инвестициям в этом направлении, китайские автопроизводители ушли очень далеко вперед — "европейцам" будет очень сложно, практически невозможно догнать их, считает он.
— При этом на фоне тотального увлечения "зеленым" направлением автопрома европейские компании практически поголовно забыли о своей традиционно сильной стороне — двигателях внутреннего сгорания. И либо существенно уменьшили инвестиции в эти разработки, либо вообще отказались от бензиновых и дизельных моторов. Это стало фатальной ошибкой: с одной стороны, автоконцерны ЕС так и не сумели достичь сколь бы то значимых результатов в создании электромобилей, с другой — они выпустили из рук свои сильные козыри, — завил "Известиям" Игорь Моржаретто.
По его мнению, залогом выхода из нынешней кризисной ситуации будет пересмотр "установок сверху" относительно перспектив развития транспорта на альтернативных видах топлива.
Другой существенной причиной тяжелой ситуации в германском автопроме стал отказ от использования доступных энергоносителей из России, отметил он. Дешевый российский газ позволял немецким автопроизводителям сдерживать цены на свои машины на более-менее приемлемом уровне. Переход на более дорогие виды топлива и сырья моментально сказался на стоимости автомобилей и привел к снижению спроса, заявил партнер "Автостата".
"Расстрел" автопрома
Отказ от российских газа и нефти привел не только к росту цен на электроэнергию, которая потребляется автопромом ЕС в огромных количествах, но и подорожанию пластика, полимеров и других производных химической промышленности, используемых в производстве машин, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
— Это был фактически "выстрел себе в ногу". Вторую "ногу" "прострелили" американцы, введя в начале года повышенные пошлины на автомобили из ЕС. А ведь для немецких автоконцернов именно США является ключевым экспортным рынком. "Контрольный выстрел" сделали чиновники из Еврокомиссии, по сути, навязав автопроизводителям невыполнимые и бессмысленные планы по тотальному переходу на "зеленые" модели, —заявил он "Известиям".
Вольфсбург и Детройт
Немецкий автопром находится на пороге колоссального кризиса, считает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков. При этом со стороны правительства Германии до сих пор нет даже сигналов о поддержке ключевой для страны отрасли, отмечает он.
— Без срочных мер по поддержке немецкого автопрома, пересмотра на глобальном уровне планов перехода к производству моделей с нулевым выхлопом, кризис в отрасли, которая является локомотивом всей экономики Германии, будет усугубляться. По цепочке трудности и финансовые проблемы затронут и другие, ориентированные на немецкий автопром отрасли: энергетическую, металлургическую, химическую. Это станет катастрофой для всей страны, — заявил "Известиям" Максим Кадаков.
По его словам, анонсированное рядом немецких автопроизводителей снижение издержек, сокращение персонала и закрытие заводов может привести к тому, что немецкие города вроде Вольфсбурга, "заточенные" на автопром, могут повторить судьбу Детройта, значительная часть которого несколько десятилетий назад из центра автомобилестроения США превратилась в заброшенные кварталы с крайне высоким уровнем преступности.
Известия
Общение: