TKS.RU: всё о ТАМОЖНЕ

Оплата задолженности по уплате таможенных и иных платежей

На рынке таможенных представителей сейчас сложилась непростая ситуация. Участились случаи исключения компаний из реестра таможенных представителей за несвоевременную оплату уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее ― Уведомления). Данная ситуация наблюдается около года, а число участников рынка, которые были выведены из реестра, превышает несколько десятков.

Уведомления составляются на основании проверок, проводимых таможенными органами после выпуска товаров и подачи ДТ. Увеличение таможенных платежей происходит за счет изменения кода ТН ВЭД или корректировки таможенной стоимости товара.

По действующему законодательству, декларант (участник ВЭД) и/или таможенный представитель обязаны оплатить данные уведомления в течение 15 рабочих дней. Обжаловать оплату можно в суде или в вышестоящем таможенном органе, который, как правило, реагирует отказом. Единственный действенный вариант ― обращение в суд. Однако для этого сперва необходимо оплатить все задолженности, пройдя через довольно сложную процедуру. Внести доначисленные таможенные платежи можно только через подачу корректировки декларации на товары (КДТ). Исходя из информации, опубликованной на сайте ФТС РФ, Уведомления появляются в личном кабинете после направления КДТ таможенным органом декларанту и таможенному представителю, которые должны ее принять и перечислить денежные средства на единый лицевой счет в ФТС (ЕЛС). Далее необходимо внести изменения в текущую КДТ и направить новую в таможенный орган. Отмечу, что пока таможенный орган не примет отправленные корректировки, то Уведомления считаются неоплаченными. Случается, что ведомство отказывает в принятии КДТ (тогда их нужно подавать заново) или же просто не присылает их. В таком случае приходится звонить в таможенный орган, обращаться на "горячую линию" ФТС с запросом КДТ по направленным Уведомлениям. Отказы со стороны ведомства приходят по разным причинам и часто без конкретных пояснений.

Таким образом, складывается неоднозначная ситуация. Участник ВЭД хочет заплатить налоги государству, перечисляет деньги на ЕЛС таможни, подает КДТ, чтобы средства поступили в бюджет, но получает отказ. В этом случае всё зависит от инспектора, который должен принять и выпустить направленную КДТ. После выпуска ДТ максимальный срок ее таможенной проверки составляет три года. Часто возникают проблемы с принятием таможней КДТ, оформленных в 2018-2019 годах. В базе данных ФТС происходят технические сбои и ошибки, а инспектор формально отказывает в принятии КДТ и процесс начинается заново, что увеличивает сроки оплаты, а иногда ведет и к их нарушению.

В России таможенный представитель несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей, а в случае их неуплаты его исключают из реестра таможенных представителей. Для компании это означает невозможность работы. В нашей практике недавно был случай, когда за несвоевременную оплату двух Уведомлений на сумму 5,8 тыс. рублей нас исключили из реестра. При этом на нашем ЕЛС было больше 400 тыс. рублей, а КДТ были поданы в таможенный орган. Ведомство отказало в принятии КДТ, так как декларации были выпущены в 2018 году таможней, которая была реформирована, а в ПО нового таможенного органа при запросе возникли технические проблемы. Обращения в ФТС не дали результата, так как формально решение таможни верное. В итоге нашу компанию исключили из реестра таможенных представителей, и нам пришлось подавать новое заявление на включение в реестр.

Процедура уплаты налогов в ФТС России является наиболее сложной среди всех государственных органов. К примеру, в ГИБДД или ФНС России этот процесс прост и понятен ― платеж вносится на государственный счет. Сейчас все таможенное оформление происходит в электронном виде и логичным решением выглядит внедрение своеобразной "кнопки" оплаты Уведомлений в личном кабинете участника ВЭД и таможенного представителя или же в программном обеспечении, которое использует декларант (таможенный представитель). Таким образом, можно было бы нивелировать сложности, возникающие при этой процедуре у всех ее участников, и ускорить поступление средств в бюджет.

Исходя из этой ситуации, хотелось бы дать всем участникам внешнеэкономической деятельности ряд рекомендаций. Следует каждый день проверять личный кабинет участника ВЭД или таможенного представителя на предмет неоплаченных Уведомлений и не затягивать с подачей КДТ. Если корректировка ДТ от таможни не поступила, то необходимо связываться с отделом платежей, обращаться на "горячую линию" с просьбой прислать или принять КДТ. В срок оплаты Уведомления можно не уложиться. Доказывать же свою правоту в суде долго, жалобы в ФТС скорее всего не дадут результата, так как именно этот орган принимает решение об исключении из реестра таможенных представителей. Поэтому многие логистические провайдеры включают в данный реестр свои дочерние компании, чтобы иметь возможность работать при возникновении форс-мажорных ситуаций. Не стоит забывать о процедурах подачи жалобы или иска в суд с одновременным ходатайством о внесении обеспечительных мер для получения возможности увеличить срок оплаты или отменить сами Уведомления. Однако это довольно сложный процесс.

Надеюсь, что ФТС упростит процедуру оплаты Уведомлений и сделает ее более прозрачной и быстрой. Ведь ведомство по сути должно обеспечивать более простые и быстрые таможенные процедуры, а не усложнять их.


Top.Mail.Ru