Расширение списка маркируемых товаров ставит перед предпринимателями новые задачи

С 1 сентября 2024 года маркировка товаров стала обязательной для новых групп продукции, включая консервы, растительные масла, безалкогольное пиво, корма для животных, ветпрепараты, велосипеды и технические средства реабилитации. Казалось бы, что сложного в том, чтобы наклеить код на банку тушёнки или бутылку подсолнечного масла? Но на практике всё оказывается куда сложнее, особенно для тех, кто работает с импортом.

Расширение списка маркируемых товаров ставит перед предпринимателями новые задачи

В последнее время маркировка товаров стала одной из самых обсуждаемых тем среди предпринимателей. По мере расширения списка подлежащих маркировке товаров процесс становится настоящим испытанием для бизнеса, требующим тщательной подготовки и четкого соблюдения норм законодательства.

Особенности маркировки импортных товаров

Если вы думаете, что маркировка – это исключительно головная боль производителей или продавцов, то вы ошибаетесь. Для импортёров этот процесс – отдельная история, полная бюрократических ловушек и неожиданных сюрпризов. По действующему законодательству, товары должны быть промаркированы до момента их ввоза на таможенную территорию, то есть за границей.

Это требование значительно усложняет жизнь импортёрам, которые вынуждены организовывать процесс маркировки на стороне зарубежных партнёров или самостоятельно перед отправкой товаров в Россию.

Однако если по каким-то причинам маркировка не была выполнена за рубежом, её можно осуществить только на таможенных складах (ТС) после ввоза товаров на территорию РФ. И вот тут начинается самое интересное.

Согласно действующему таможенному законодательству, маркировка товаров, подлежащих обязательной маркировке, должна осуществляться именно на таможенных складах после их ввоза на территорию РФ и помещения под таможенную процедуру ИМ70.

Это связано с тем, что товары, находящиеся под таможенным контролем, должны быть промаркированы до их выпуска в свободное обращение. На складах временного хранения (СВХ) маркировка не допускается, так как они предназначены только для временного хранения товаров под таможенным контролем, а не для обработки или маркировки. Кроме того, маркировка на ТС позволяет таможенным органам контролировать процесс и обеспечивать соответствие товаров требованиям законодательства, снижая риски недоставки товаров или их незаконного оборота

Представьте ситуацию: вы ввезли партию велосипедов из Китая. Товар прибыл на СВХ, вы подали декларацию, но... маркировать его можно только на таможенном складе. А чтобы переместить товар на ТС, нужно либо оформить таможенный транзит, либо договариваться с таможенниками вручную. Если СВХ и ТС находятся в зоне действия разных таможенных постов, процесс превращается в настоящий квест.

Почему так происходит? Дело в том, что перемещение товаров между таможенными органами, особенно если они не маркированы, часто вызывает у таможенников опасения. Они боятся рисков недоставки товаров на ТС, а значит, и возможных потерь для бюджета. В результате вам могут отказать в оформлении транзита или потребовать дополнительные гарантии.

Почему автоматизация не решает всех проблем маркировки

Казалось бы, в эпоху цифровизации все процессы должны быть автоматизированы. Но, увы, реальность далека от идеала. Например, программы для учёта товаров на таможенных складах часто не интегрированы с автоматизированной системой таможенных органов. Это означает, что таможенный орган не может видеть в реальном времени, что происходит на складе.

Представьте: вы подали декларацию на товар, который находится на ТС, но таможенник не может проверить, действительно ли он там. В результате – отказ в регистрации декларации, дополнительные запросы, задержки и, конечно, нервы.

Кстати, отчётность владельца таможенного склада подаётся раз в квартал. То есть таможенный орган может получать информацию о товарах с опозданием вплоть до трех месяцев. В эпоху, когда данные передаются в режиме реального времени, это выглядит как анахронизм.

Ещё одна проблема – временные ограничения. Маркировка на таможенных складах проводится только в рабочее время таможенного поста. При этом объемы необходимой маркировки только растут, а складские площади ограничены. Процесс маркировки можно было бы ускорить круглосуточной работой таможенного органа. Это не противоречит законодательству, но, увы, не всегда возможно.

Как оптимизировать издержки и избежать проблем с маркировкой товаров

Маркировка товаров — сложный процесс, требующий подготовки и соблюдения законодательства. Чтобы минимизировать риски, следуйте этим советам:

1. Организуйте маркировку за рубежом. По закону товары должны быть промаркированы до ввоза на территорию России .

  • Убедитесь, что ваш поставщик понимает требования и готов нанести коды маркировки до отправки товара. Проверьте корректность данных и зарегистрируйте их в системе "Честный знак"
  • Подготовьте документацию: в таможенной декларации укажите информацию о маркировке

2. Если товар не был промаркирован за рубежом, выбирайте для маркировки надёжные таможенные склады. Маркировка возможна только на ТС после ввоза товаров в РФ

  • Убедитесь, что на складе имеется необходимое оборудование, а у сотрудников - соответствующий опыт. Если товар находится на СВХ, оформите таможенный транзит для перемещения на ТС.
  • Учитывайте логистику: если СВХ и ТС находятся в разных зонах, процесс может затянуться

3. Автоматизируйте процессы. Используйте современные IT-решения для интеграции с системой "Честный знак" и таможенными органами. Обучите персонал работе с программным обеспечением.

4. Планируйте заранее. Следите за изменениями законодательства и расширением списка маркируемых товаров. Проверяйте, соблюдают ли ваши поставщики требования к маркировке.

5. Учитывайте сроки устранения нарушений. Например, для товаров лёгкой промышленности действует срок до 30 ноября 2025 года для ввода остатков в оборот. Не откладывайте решение проблем на последний момент.

6. Консультируйтесь с экспертами. Привлекайте специалистов по ВЭД для проверки процессов и минимизации рисков. Учитывайте штрафы за нарушения: от 30 000 рублей для должностных лиц до 1 000 000 рублей для юрлиц.

7. Ищите альтернативы. Если работа с зарубежными партнёрами по маркировке затруднена, рассмотрите использование российских операторов или организуйте маркировку через ТС. Для мелких партий это может быть проще, чем настаивать на маркировке за рубежом.

Маркировка – это, безусловно, шаг вперёд в борьбе с контрафактом и нелегальным оборотом товаров. Но, как и любое нововведение, она требует доработки. Пока что бизнес сталкивается с множеством трудностей, особенно в таможенном аспекте. Введение требований по маркировке товаров все новых и новых категорий для бизнеса означает новые вызовы: дополнительные затраты на оборудование, обучение персонала и адаптацию процессов.

Однако, как говорится, "кто предупреждён, тот вооружён". Если вы знаете подводные камни и готовы к ним, маркировка из головной боли может превратиться в рутинный процесс. Главное – не бояться искать решения и не молчать о проблемах.

Лапин А.С.

Показать больше