30 или 300 тысяч штраф, грозит за непредоставление отчетности о владении условно выпущенными товарами?

Согласно пункту 4 общих положений Приказа ФТС России N 2002 от 10.12.2018 года, лица, владеющие и (или) пользующиеся условно выпущенными товарами, обязаны представлять отчетность в ФТС России 2 раза в год - до 31 января и до 31 июля каждого календарного года за предшествующее полугодие.

30 или 300 тысяч штраф, грозит за непредоставление отчетности о владении условно выпущенными товарами?

В Кодексе об административных правонарушениях имеется 2 смежных состава:

– часть 3 статьи 16.12, устанавливающая ответственность в виде штрафа в размере до 300000 рублей (на юридическое лицо) за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

– статья 16.15, устанавливающая ответственность, за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения в виде штрафа в размере до 30000 рублей (на юридическое лицо).

В связи с тем, что по формальным признакам оба состава административных правонарушений имеют схожую диспозицию, часто и таможенные органы, и суды неправильно квалифицируют правонарушения в виде нарушения сроков или непредставления отчетности о владении условно выпущенными товарами. При этом, с учетом того, что размер санкций различается в 10 раз, правильная квалификация данных деяний, имеет существенное значение.

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратить внимание, что ответственность по ч. 3 ст. 16.12 наступает в случае непредставления документов для проведения таможенного контроля.

При этом, согласно статье 322 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля:

  • получение объяснений;
  • проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенная проверка.

В ходе проведения любой вышеназванной формы таможенного контроля таможенный орган имеет право запросить дополнительные сведения и документы на основании статьи 340 ТК ЕАЭС.

В то же время, согласно статье 18 ТК ЕАЭС, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами ЕАЭС, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях с учетом абзаца второго настоящего пункта статьи.

В соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании может быть установлено, что указанными лицами отчетность представляется только по требованию таможенного органа.

Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Таким образом, сама по себе обязанность предоставить отчетность таможенном органу теоретически не является формой таможенного контроля, следовательно и ответственность за ее непредоставление регламентирована специальной статьей – 16.15 КоАП РФ.

В то же время, необходимо понимать, что при проверке таможенном органом отчетности, для выяснения достоверности сведений, указанных в ней, таможенный орган, имеет право запросить дополнительные документы их подтверждающие. В такой ситуации, так как здесь уже будет реализовываться одна из форм таможенного контроля, не предоставление документов по такому запросу, будет караться по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.

Мамров Ф.В.

Показать больше