В газете "Ведомости" сегодня опубликована статья Владимира Путина «Нам нужна новая экономика», в которой дан весьма откровенный анализ состояния и перспектив не только российской экономики, но и в значительной степени, состояния и перспектив развития всей системы государственного управления в стране.
Подробно говорится о месте России в глобальном разделении труда, о необходимости преодолеть технологическое отставание, стимулировать инновации и инвестиции.
В статье констатируется, что "больше четверти ВВП России — это результат продажи на мировом рынке газа, нефти, металлов, леса, других сырьевых продуктов или продуктов первого передела." Подчеркивается, что " иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, — для России непозволительно." Что "нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством."
Говорится о необходимости поддержки государством крупных инфраструктурных проектов, в первую очередь — по обеспечению транспортной связанности страны, по обеспечению надежной связи с регионами Сибири и Дальнего Востока, местной дорожной сети, где ситуация признана крайне неудовлетворительной. В строительстве необходимо резко повысить эффективность расходов, строить не дороже, чем в других странах. Должен быть четкий выбор приоритетов, отказ от всего избыточного; жесткий контроль за стоимостью и качеством строительства, ценами при госзакупках, а по сути — ликвидация откатов при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это позволит сэкономить, по оценкам, как минимум 5%, а возможно, и 10% бюджета — от 1 до 2% ВВП ежегодно.
В статье признается, что главный источник создания новых производств, новых рабочих мест — частные инвестиции. Но здесь мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Мы имеем значительный отток капитала из России. Причем во многом, утверждается в статье, такая ситуация — следствие действий в конце 1990-х — начале 2000-х гг.
Здесь можно отметить, что по данным ЦБ, отток капитала в 2011 г. составил $84,5 млрд. Отток капитала из России в 2011 г. уступает только 2008 г., когда ушло $133,7 млрд. Отток лишь за IV квартал 2011 г. — $37,8 млрд — превысил объем всего 2010 года ($33,6 млрд). Чистый вывоз зафиксирован и у компаний, и у банков, тогда как в 2010 г. банковская система была, наоборот, источником чистого притока капитала. (см. Vedomosti.ru, 13.01.2012).
"Что же надо сделать для решения проблемы капитала?" - задает вопрос автор статьи.
И отвечает - в частности, кардинально улучшить деловой климат в стране, ее привлекательность для долгосрочного помещения капиталов. Утверждается, что за последние несколько лет по инициативе президента Медведева начат целый ряд реформ, направленных на улучшение делового климата, но заметных сдвигов пока не произошло.
Далее цитирую статью: "Мы проигрываем в конкуренции юрисдикций — работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей. И дело не в налоговом режиме — он у нас в целом конкурентоспособный — и не в отсутствии законодательства, отвечающего современным требованиям (его надо, конечно, совершенствовать, оно еще недостаточно гибко и не предоставляет всего набора инструментов для бизнеса). Главная проблема — недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Издержки для бизнеса могут колебаться — ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени «расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае — не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться.
Но такой «договорившийся» бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий. Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, — это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды. Надо вместе с экспертным сообществом, с судьями, с предпринимателями публично обсудить и внести до конца этого года все необходимые конкретные предложения на этот счет. Уверен: депутаты Государственной думы поддержат такие поправки." "Необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса — исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением."
С моей точки зрения - это действительно откровенный анализ состояния дел. Единственное, чего здесь решительно не хватает, это глубокого и откровенного анализа причин сложившейся ситуации, включая анализа причинно-следственных связей между праводимой государством многолетней политикой и данным состоянием дел. Не уверен, что отток капитала в 2011 году является во-многом следствием действий в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Чем объясняется и чем вызвана "сложившаяся система откатов" и почему, не смотря на триллионный нефте-газовый дождь, не построено за одиннадцать лет ни одной дороги, которую можно было бы назвать автострадой? И разве не идет в течение этих лет перманентное обсуждение между властью всех уровней и бизнесом, общественными структурами, всех этих насущных проблем, которые отмечены в статье? Все эти общественные советы, конференции, форумы. Но почему же есть широко распространенное и устойчивое мнение, что по всем позициям становится только хуже и хуже? И возникает вопрос - а насколько это обсуждение нужно было власти? Разве не очевидно, что вся эта "корпорация власти", о которой так откровенно пишет в статье Владимир Путин, не только складывалась годами, но и имеет коллосальную инерцию развития в негативную сторону, в сторону все меньшей прозрачности и все меньшей подконтрольности обществу. И для того чтобы просто остановить, а не то чтобы развернуть этот тренд, необходимы не обсуждения с экспертами, не "сигналы" с самого верха, а кардинальная встряска.
Другой вопрос, который не может не возникать - почему именно сейчас на самом верху так резко ставятся вопросы о необходимости реформирования государственной политики по отношению к экономике страны и в других сферах? Безусловно, объективные причины имеются, и о них говорится и в статье Владимира Путина, и в публикациях многих экономистов и общественных деятелей. Между тем, совершенно очевидно, что именно сейчас в самом обществе не только сформировался, но и был активно предъявлен власти запрос на перемены. Катализатором, безусловно, выступают кампании по выборам в Государственную Думу и выборам Президента РФ. Именно активный и решительный запрос на перемены самого общества может заставить сложившуюся государственную машину прервать тенденцию "отрицательного развития". Именно активный и решительный запрос на перемены самого общества и дал возможность Председателю Правительства РФ Владимиру Путину выступить во-многом с беспрецедентными инициативами в различных областях нашей общественной жизни.
Отсюда следует неизбежный и очевидный для меня вывод: "государственная корпорация власти" не способна признавать свои ошибки, не способна к реформированию в интересах общества без активного и решительного предъявления к ней требований самим обществом.
Отсюда же следует и другой очевидный для меня вывод: необходимо сделать все возможное, чтобы не допустить проведения выборов 4 марта в один тур, поскольку только реальная угроза потери этой корпорацией власти может привести к ее кардинальной встряске и, следовательно, способствовать проведению реформ, предложенных в статье Владимира Путина.
Игорь Петров
Юридическая компания " КАСТО"
Петров И.В.