Фактически возможность использования электронных деклараций существует с момента принятия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, то есть с 01 января 2018 года. Так в п. 6 ст. 104 кодекса определено, что в зависимости от формы таможенного декларирования используется таможенная декларация в виде электронного документа или таможенная декларация в виде документа на бумажном носителе. Однако до настоящего времени электронное декларирование можно использовать с рядом ограничений. Например, невозможно использование электронной декларации (ЭД) на любой таможне.
В начале июля 2018 года мы пробовали сделать выпуск грузов по таможенной процедуре таможенного транзита с оформлением декларации без использования бумажного носителя. Однако стало известно, что воспользоваться данной возможностью можно далеко не всегда.
Решением Объединенной коллегии служб государств-членов Таможенного союза от 22.06.2017 №23/12 определен порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и завершением такой процедуры на принципах электронного документооборота, в случае, если декларирование товаров осуществлялось в электронной форме в таможенном органе другого государства-члена ЕАЭС при проведении эксперимента.
Таможенными органами стран-членов ЕАЭС был определен список таможенных органов, участвующих в этом эксперименте, который достаточно ограничен по числу пунктов таможенного оформления. Далеко не все таможенные посты, на которых формируются основные грузопотоки, готовы принимать ЭД. Поэтому мы попросили Государственный таможенный комитет Республики Беларусь обратиться в ФТС с просьбой добавить в эксперимент еще 7 таможенных постов.
В пункте 1 Решения Объединенной коллегии служб государств-членов Таможенного союза от 15.06.2018 №27/15 говорится о том, что эксперимент по совершению таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и завершением действия такой процедуры на принципах электронного документооборота, продлен в таможенных органах, определенных в качестве пилотной зоны, до вступления в силу общего процесса по таможенному транзиту, позволяющего осуществлять обмен между таможенными органами электронными документами.
Таким образом, несмотря на нормы Таможенного кодекса о возможности подачи декларации в электронном виде и проведение эксперимента длительностью более одного года, в полной мере использовать транзитное декларирование в электронной форме на данный момент невозможно.
Еще одним препятствием для широкого внедрения электронного декларирования является отсутствие признания электронной цифровой подписи в рамках ЕАЭС. Мы столкнулись с тем, что белорусская компания, которая имеет ключ с электронной цифровой подписью, выданный уполномоченной организацией Республики Беларусь, не может как заверить этой подписью декларацию, подаваемую в Российской Федерации или Республике Казахстан, так и получить в уполномоченной организации других участников ЕАЭС ключ с электронной цифровой подписью, признаваемый в этих государствах.
Поэтому хочется надеяться, что все указанные проблемы будут решены в самое ближайшее время, электронное декларирование перестанет быть чем-то необычным, выйдет за пределы различных экспериментов и полноценно без всяких ограничений заработает на всей территории ЕАЭС.
Сергеев Владимир, директор транспортной компании Intertransavto (ITA)
Сергеев В.