Ни аудит, ни передел рынка не спасут нас от контрабанды

Пока Федеральная таможенная и Федеральная налоговая службы ищут максимально эффективные способы борьбы с незаконным ввозом товаров – маркировка, интеграция систем ведомств для прослеживания поставок и пр., − контрабанда продолжает поступать в Россию. Бизнес предлагает свои решения для обеления рынка, но пока они больше похожи на попытки обеспечить более выгодные условия конкретным игрокам.

Ни аудит, ни передел рынка не спасут нас от контрабанды

Большая часть контрабандных товаров идет из Китая через Казахстан и Киргизию – на этот счет есть целые исследования, а фуры с казахскими номерами длинными колоннами заходят на московский рынок «Садовод». Добросовестный бизнес, задействованный во внешнеэкономической деятельности, страдает от чересчур жестких контрольных мер со стороны таможни и налоговой, в то время как потоки контрабанды не иссякают, а теневые компании продолжают спокойно работать. Поэтому сами предприниматели выходят с идеями, как обелить деятельность компаний, задействованных в импорте товаров. В частности, предложены и обсуждаются на круглых столах, в том числе в Торгово-промышленной палате, две концепции: таможенный аудит и ограничение права декларировать товары.

Одна группа ратует за концепцию таможенного аудита, который бы проводили лицензированные компании. Сейчас таможенные органы борются с недостоверным декларированием (т.е. с контрабандой), а должны, в идеале, противодействовать «системным источникам недостоверного декларирования», то есть недобросовестному бизнесу, говорят авторы концепции.

Предполагается, что одна коммерческая структура будет с некоторой периодичностью приходить к другой с проверкой. Лицензию на оказание услуг по таможенному аудиту будет выдавать уполномоченный орган, вероятно – сама ФТС.

Нам, однако, не думается, что таможенный аудит станет спасительной таблеткой и обелит рынок. В существующих реалиях эта концепция на практике грозит обернуться тем, что в контрабандных схемах появится еще одна «прокладка». Выдача лицензий определенным компаниям рождает риск коррупции. Как определять тех, кто достоин особого статуса? Что помешает компании-аудитору и компании, участвующей в ВЭД, договориться между собой?

Вторая идея, прозвучавшая недавно и наделавшая немало шума в среде участников ВЭД, заключается в том, чтобы поделить рынок таможенного оформления только между профессиональными игроками – таможенными представителями (как наша компания) и уполномоченными экономическими операторами. Такие компании для получения статуса проходят проверки, выполняют довольно жесткие условия, установленные законом, вносят денежное обеспечение своей деятельности, а потому им сложнее опустить концы в воду, реализовав какую-то контрабандную схему. Таковы доводы авторов этой инициативы.

Надо ли говорить, в каком негодовании пребывали участники ВЭД, которые декларируют товар самостоятельно? И мы согласимся с теми, кто воспринял такую идею в штыки. Во-первых, потому что всякое искусственное ограничение вредно для рынка, ведет к ценовым сговорам или банальному падению качества сервиса. Загонять импортеров под крыло таможенных представителей надо пряником, а не кнутом, предлагать такие условия, чтобы предприниматель сам захотел перейти к брокеру. А принуждение только породит неприязненное отношение.

Во-вторых, раздел рынка оформления между профессионалами не очистит его от контрабанды. Все-таки очень громкими были дела с участием таможенных брокеров и операторов в пособничестве контрабандистам. До сих пор тянется дело петербургского бизнесмена Дмитрия Михальченко, обвиненного в контрабанде алкоголя. Организовывать поставки помогала компания из зеленого сектора. Да с одним брокером на всю страну мы тоже работали, ничего хорошего из этой истории не получилось.

С контрабандой все до банальности просто: пока на границе стоит физический человек и контролирует, что ввозится в страну, у недобросовестных компаний будет возможность декларировать одни товары под видом других и оплачивать «слепоту» должностного лица, принимающего решение.

Сейчас ФНС и ФТС очень сплотились на фронте борьбы с нелегальным выводом средств. С закручиванием гаек при большом участии ЦБ тем, кто занимается серыми поставками, стало значительно сложнее переводить деньги зарубежным поставщикам: как их легализовать, если декларации на товар не было, или в декларации указано 5 рублей, а по факту нужно перевести 100? Но один только валютный контроль, даже доведенный до совершенства, не способен справиться с проблемой.

Контрабанда, на наш взгляд, исчезнет тогда и только тогда, когда ФТС и ФНС наладят систему полной прослеживаемости товара, о которой говорят в запой уже несколько лет. Когда будет создан механизм, позволяющий проследить всю цепочку поставки, перемещение груза, изменение цены на пути от поставщика до прилавка, уплату налогов и пр., тогда можно будет говорить о реальном отпоре серосхемщикам. Сейчас внедряется система маркировки разных категорий товаров, с лета в нее включают обувь. Но и это полумера, которая скорее ложится обременением на импортеров и потребителей, нежели реально позволяет легализовать поставки.

Юлия Шленская, президент группы компаний «КВТ»

Шленская Ю.

Показать больше