В предпоследнюю неделю июля мы лишились – совершенно внезапно, как это часто бывает у подобных нашей компаний, – лицензии таможенного представителя. Такому исходу предшествовала неудачная попытка отдела платежей Московской областной таможни загрузить тысячу требований о довнесении платежей по откорректированным декларациям в «Личный кабинет».
Когда этого сделать не удалось, они направили бумаги почтой на адрес, который давно нам не принадлежит (о смене данных мы в установленном порядке уведомили таможенные органы почти год назад). Соответственно, требований мы не получили и не оплатили их. За что были молниеносно выдворены из реестра таможенных представителей. Доказав ФТС отсутствие нашей вины в несвоевременной уплате платежей и присутствие проблем в коммуникации с таможенными органами через «Личный кабинет» в том числе, мы восстановили свою лицензию.
Так что новость об отмене бумаги в этом вопросе, вышедшую аккурат после нашего восстановления в реестре, мы восприняли не без ухмылки. Проблема с почтой, которая уходит на деревню дедушке, таким образом разрешается. Но перед управлениями ФТС, отвечающими за техническое обеспечение и информационные технологи, вместе с тем встает грандиозная задача: исправить баги и дыры в системе взаимодействия между участниками ВЭД и таможней, которых, как показал наш неприятный опыт и опыт наших коллег, довольно много.
Во-первых, то количество требований, которые таможня выставила нам, просто не загрузилось в систему: не помещает одно электронное окошко столько данных. В итоге вместо нормального перечня требований получилась абракадабра: частично не было номеров деклараций, большая доля информации утеряна. Если мы будем получать требования и уведомления о задолженностях в таком виде, то едва ли придется говорить о своевременных расчетах с казной.
Во-вторых, в «Личном кабинете» не всегда отображается соответствующая действительности информация. Так, например, у компании два месяца в «ЛК» светился долг, который та своевременно оплатила. Причем и таможня у себя видела, что долг оплачен, и компания видела, а вот «ЛК» нет. Нервирует, знаете.
В-третьих, потеря информации случается не только на пути от таможенного органа к участнику ВЭД, но и в обратном направлении. Так оплаченные несколько дней назад требования продолжают мелькать перед глазами в «Личном кабинете», а до таможни они и вовсе не доходят.
Безусловно, отказ от корреспонденции – шаг навстречу будущему. Но этот шаг не страшно делать только тогда, когда под ногами уже образовалась твердая почва. А почва «Личного кабинета» пока еще очень зыбкая.
Юлия Шленская, «КВТ Сервис»
Шленская Ю.