Для сохранения интриги не буду указывать ее наименование.
Если представители уважаемого таможенного органа будут читать этот текст, они без труда смогут себя узнать.
Да и не только они.
Из предыстории вопроса. Кто сталкивался с проведением таможенной проверки, тот знает, что акт таможенной проверки – это финальная стадия. Именно в нем описываются выявленные нарушения таможенного законодательства, по результатам которых предлагается покарать привлекаемое лицо. Кара эта, как правило, заключается в доначислении таможенных платежей. Иначе для чего проводить проверки?
Акт таможенной проверки содержит только те сведения, которые подтверждают позицию таможенного органа, ложатся в концепцию нарушения таможенных правил и норм. Зачастую таможенные инспекторы интерпретируют полученные в ходе проверки сведения очень своеобразно и в особенном, только им присущем, стиле. А уж в совокупности интерпретация может достигать поистине гигантских размеров – гигантских размеров доначислений таможенных платежей. Иногда даже правонарушения из административных превращаются в уголовные составы. Но сейчас не об этом.
Общение с проверяемым лицом сводится, как правило, к запросу у него документов. Требования о предоставлении документов редко бывают информативными и ограничиваются общим указанием на перечень документов и проверяемый период. Из такого запроса невозможно понять, в какую сторону "копает" таможенный орган, что именно он ищет, и какие именно обстоятельства станут основой для доначисления таможенных платежей по акту.
В этой ситуации неопределенности действует проверяемое лицо: оно должно представить по логике таможенного органа такие документы, которые бы устранили всякие вопросы с его стороны к проверяемому. Такое развитие событий редко встречается на практике и больше касается сферы фантастической.
Проверка рано или поздно, а именно, в сроки, установленные таможенным законодательством, должна закончиться, а по ее результатам таможенный орган составляет акт, в котором и излагает все, что нашла на проверяемого. Если проверяемому лицу повезло, то ему подскажут, что на акт можно подать возражения с изложением своих доводов по каждому обстоятельству акта. Если же никто не подскажет, то и без возражений таможня вынесет решение.
Именно здесь и начинается самое интересное.
Казалось бы, тебя проверяют, и ты вправе знать, что же такое там насобирала таможня на тебя, какие документы и аргументы сыграли против.
Чтобы узнать о фактах и документах, которые легли в основу акта таможенной проверки и впоследствии решения таможенного органа по результатам таможенно
й проверки, подкованные участники внешнеэкономической деятельности обращаются в таможню с просьбой разрешить ознакомиться с материалами проверки.
Однако все не так легко, как может показаться.
Во-первых, законодательство допускает ознакомление с материалами таможенной проверки только с разрешения начальника таможенного органа.
Во-вторых, даже после получения такого разрешения ознакомиться таможенный орган разрешает не путем фотографирования или копирования материалов, а только путем их визуального осмотра.
Казалось бы, двадцать первый век, но использовать передовые технологические средства таможенные органы не спешат.
Любые просьбы разрешить сфотографировать, откопировать материалы упираются в стандартный ответ: "Законом не предусмотрено". И действительно, в законе ничего по этому поводу не сказано, не думал законодатель, что таможня так поймет его посыл в части ознакомления с материалами таможенной проверки. Вот и получается, что поскольку в законе не сказано, как именно можно знакомиться с материалами проверки, то с позиции доминирования таможенные органы считают, что ознакомиться можно только путем визуального осмотра.
В этой ситуации только и остается ждать, когда же у законодателя дойдут руки до урегулирования этого вопроса, а тем временем остается тренировать память или же использовать иные возможности, которые пока таможенные органы не придумали как ограничить.
Варшавский В.