История международного пункта пропуска "Новая Гута" , расположенного в 35 километрах от Гомеля на белорусско-украинской границе, очень похожа на сказку о Золушке. Правда, своему чудесному превращению из "провинциальной замарашки" в "красавицу принцессу" Новая Гута обязана вовсе не доброй фее, а Союзному государству... Официально пункт пропуска "Новая Гута" был открыт в 1992 году, когда было подписано соответствующее соглашение между правительствами Беларуси и Украины. Но первые таможенники с белорусской стороны появились здесь 5 мая 1993 года. "Привезли несколько вагончиков, подключили электричество, благо линия располагалась рядом, и начали нести службу" , - вспоминает начальник Гомельской таможни Василий Гнатюк. По его словам, первоначально таможенники выполняли и функции пограничников, то есть защищали не только экономические интересы страны, но и охраняли ее южные рубежи. Пограничники появились здесь лишь в декабре 1997 года. Первые годы становления пункта пропуска были очень трудными. Инфраструктуры никакой, а работы - море. Ведь "Новая Гута" находится на оживленной международной трассе Е-95 сообщением Санкт-Петербург-Одесса и Хельсинки-Афины. Очереди были километровые. "Дальнобойщикам" приходилось стоять в очереди по двое-трое суток. Учитывая, что в пункте пропуска не было никакой инфраструктуры, подобное ожидание превращалось для перевозчиков в настоящую муку. Впрочем, и другие категории граждан, пересекавших границу в "Новой Гуте" , из-за отсутствия инфраструктуры страдали не меньше. Особенно в летний период, когда через этот пункт пропуска ехали на отдых в Крым десятки тысяч белорусов. Неизвестно, как долго продлились бы эти мучения в Новой Гуте, если бы Беларусь и Россия не объединились в Союзное государство. Пограничное и таможенное сотрудничество стало одним из приоритетов союзных отношений. Создание современных международных пунктов пропуска, соответствующих общеевропейским требованиям, увеличение транзитных грузовых и пассажирских потоков, повышение эффективности таможенного контроля и таможенного оформления, защита экономических интересов Союзного государства были поставлены во главу "интеграционного угла". В 2001 году была разработана и начала реализовываться Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь. Этой программой предусмотрено строительство и реконструкция 8 международных пунктов пропуска на территории Беларуси. В частности, на строительство "Новой Гуты" из бюджета Союзного государства было выделено более 5, 5 миллиона долларов. Так началось превращение в "принцессу" пункта пропуска "Новая Гута". Уже в 2002 году этот пункт "родился" заново. Пропускная способность "Новой Гуты" увеличилась с 200 до 1640 автомобилей в сутки. Теперь, как отметил Василий Гнатюк, на таможенное оформление грузового транспортного средства уходит максимум час. Значительно сократилось и время пропуска через границу легковых автомобилей и туристических автобусов. И это при том, что в летний период основная масса отдыхающих, в среднем около 120 автобусов в сутки, по-прежнему едет в Крым через "Новую Гуту". Помимо белорусов, через "Новую Гуту" пересекают границу Союзного государства также граждане Украины, России, других стан СНГ и Западной Европы - всего до 15 тысяч человек в сутки. Увеличился грузопоток, а значит, выросли поступления в госбюджет Беларуси. За 9 месяцев этого года, как сообщил Василий Гнатюк, Гомельская таможня перечислила в бюджет 300 миллиардов белорусских рублей, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Усилился и контроль за пересечением границы в этом пункте пропуска и вообще на данном участке южных рубежей Беларуси. Как отметил временно исполняющий обязанности начальника отдела пограничного контроля Гомельского погранотряда Сергей Исаенко, в этом году через "Новую Гуту" пропущено более 930 тысяч человек. Пограничниками выявлено контрабандных товаров более чем на 34 миллиона белорусских рублей. Успешно борются стражи границы и с незаконной миграцией. Правда, нелегалы пытаются проникнуть из России через Беларусь в Украину в обход пунктов пропуска через так называемую "зеленую границу". В этом году, как сообщил заместитель начальника Гомельского погранотряда Петр Прокопчук, было обнаружено 3 группы нелегалов общей численностью почти 50 человек. Петр Прокопчук подчеркнул, что переправкой незаконных мигрантов через Беларусь занимаются в последнее время организованные преступные группировки России и Украины. Группы нелегалов формируются в России, а роль проводников через границу Беларуси и Украины выполняют украинцы. Не так давно белорусские пограничники задержали двоих украинских "Иванов Сусаниных" , один из которых, как позже выяснилось, психически больной человек. Преступники вовлекают таких людей в свои ряды умышленно, ибо психически больным не грозит уголовное наказание, и, в случае "провала операции" , они всю вину берут на себя. Вообще, по словам Петра Прокопчука, в последнее время наблюдается меньше попыток нелегалов проникнуть через белорусско-украинскую границу. Нарушители на собственном горьком опыте убедились, что белорусско-украинская граница на замке, и шансов пробраться незамеченным на территорию сопредельного государства у них практически нет. А тех, кто, не нарушая закона, выезжает из Беларуси или едет в "синеокую" с добрыми намерениями, уже непосредственно на границе ожидает радушный прием. На мою просьбу, обращенную к гражданам, пересекавшим границу, одним словом охарактеризовать пункт пропуска "Новая Гута" почти все в один голос замечали: "уютная". <--source-->Викторович Николай, Труд <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований
Уютная "Новая Гута"