Каждому порту - по зоне

В МОРСКИХ и речных портах России вчера весь день обсуждали последнюю новость: на их территориях собираются создавать особые экономические зоны. Напомним, что впервые об этом заявил глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов. По его словам, в течение месяца будет завершена подготовка предложений по созданию в России особых портовых зон. Эти предложения войдут в поправки в закон об особых экономических зонах, которые агентству еще предстоит согласовать с минэкономразвития и минфином. "Портовые зоны - это сфера услуг, здесь налоговые и таможенные льготы сегодня не предполагаются. Это более тонкий и сложный механизм, чтобы обеспечить приток инвестиций, нужно создать очень привлекательный инструмент. Это льготы, наверное, прежде всего таможенные", - заявил Жданов. Отметим, что если они будут приняты Госдумой в ближайшее время, то первые портовые зоны с облегченным таможенным режимом могут появиться в России уже к середине 2006 года. Правда, на первом этапе их будет не более пяти. Какие именно порты в качестве эксперимента выберут власти - пока не ясно, конкурс по их отбору предположительно должен состояться в мае-июне будущего года. Тем не менее в роли этих счастливчиков сегодня готовы выступить практически все российские порты. Первыми о своем желании стать "особыми" заявили порты западного побережья Кольского залива, порт Восточный (недалеко от Находки) и порт Усть-Луга в Ленинградской области. При этом кандидатов не смущает даже то, что пока не известно, насколько весомой будет выгода от получения этого статуса - схема превращения портов в ОЭЗ существует пока только в общем виде. Как рассказал корреспонденту "РГ" заместитель гендиректора Таганрогского морского торгового порта Игорь Субботин, он и его коллеги готовы принять любые льготы от государства. А как при этом их порт назовут - "особая экономическая зоны" или как-то по-другому - их не волнует. - Главное, чтобы не ужесточали ничего, - говорит Субботин. - Иначе совсем работать не сможем. Ничего против таможенных или налоговых льгот мы не имеем. Если вдруг это произойдет (хотя, на мой взгляд, это из мира фантастики), к нам сразу новые клиенты и инвесторы потянутся. Может, тогда нам еще один порт удастся построить, о котором мы пока только можем мечтать. По словам Игоря Субботина, когда их порт превратят в ОЭЗ - пока не известно, а менять что-то надо уже сегодня. Было бы хорошо, считает он, если бы власти разрешили администрации портов самим устанавливать тарифы на грузоперевозки. Тогда, например, таганрогский порт смог бы покрыть свои основные расходы. А то, по словам заместителя гендиректора, тарифы уже 5 лет не менялись. - Пусть государство нам разрешит хотя бы перейти на более стабильную валюту - евро, - говорит Субботин. - А то у нас все расчеты в долларах, а курс постоянно меняется не в лучшую сторону. <--source-->Домчева Елена <--source-->Российская газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше