В загранице все-таки что-то есть. Манящее. Судите сами: вчера президент Путин гостил в Нидерландах, а премьер Фрадков встретился с вице-премьером Жуковым если и в служебном кабинете, то не в московском, а в пекинском. Самое время спросить: кто остался в лавке? Когда раньше у российских руководителей случались коллективные приступы тоски по Родине по причине отсутствия в ней, издавались бумаги на тему о том, кто в случае чего временно остался на хозяйстве. Теперь такие бумаги уже не нужны - главное, чтобы не пустовали кабинеты в Кремле и на Старой площади. И все-таки вопрос, с чего бы руководителей правительства унесло в Китай, остается. Так и хочется предположить, что высшие российские чины отправились за пресловутым китайским опытом. Помню, однажды я поинтересовался у Михаила Фрадкова, не сторонник ли он экономической политики по-китайски, ведь государство семимильными шагами возвращается в экономику и прежде всего в ТЭК. Ответ я получил чеканный: "Государства в экономике не должно быть много или мало, его должно быть столько, сколько надо для достижения поставленной цели!" А раз так, то в Китай Фрадков наверняка отправился с удовольствием. Вот только это удовольствие ему, да и Жукову, подпортит рутина. Ведь в Китай они отправились не за тем, чтобы разгадать главную экономическую тайну Поднебесной: как, в принципе мало чем отличаясь от России по размещению на малопочетных местах в международных рейтингах прозрачности и засилья бюрократии (что характеризует качество госуправления), Китаю в отличие от России удается продолжать многолетний марафон ударного экономического роста при привлечении рекордных иностранных прямых инвестиций. Гостей из Москвы, однако, интересовали куда более приземленные вещи: военно-техническое сотрудничество; пятилетка развития товарооборота в 2006 - 2010 годы; меморандум о совместной деятельности российского ЦБ и госкомитета Китая по контролю за банковской деятельностью, предполагающий, в частности, борьбу с отмыванием денег; обмен информацией между таможенными службами двух стран для выявления настоящего объема челночной торговли. Ну и конечно, сотрудничество в области энергетики. Как раз в энергетической сфере проблемы остаются. Расклад: Россия стремится вернуть себе позиции главного поставщика оборудования для тепловых электростанций в Китае, занять ключевые позиции при развитии атомной энергетики; Китай же заинтересован в российских энергоресурсах. И именно здесь не все гладко: если налаживание поставок газа развивается, то со строительством нефтепровода в Китай полной ясности нет. Хотя речь идет фактически лишь о перемычке, которая позволит соорудить ответвление на Китай от трубы, конечная цель которой - Находка, Москва считает, что это вопрос к заинтересованным компаниям - "Транснефти" и Китайской национальной нефтегазовой компании. Александр Жуков именно так и высказался: "В межправительственном соглашении по строительству российско-китайского участка восточного нефтепровода нет необходимости, это вопрос сотрудничества корпораций". Вот и получается, что вместо того, чтобы, раз уж российская экономическая политика качественно меняется, узнать на многообещающем опыте, сколько же государства должно быть в экономике, чтобы эта экономика развивалась китайскими темпами, высокопоставленный десант российских чиновников оставляет без ответов вопрос, который в первую очередь волнует китайских хозяев. <--source-->Вардуль Николай <--source-->Газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований
Тайны Поднебесной