Состоявшийся на прошлой неделе визит премьер-министра Михаила Фрадкова в Китай не помог России добиться заказа на строительство третьего и четвертого блока Тайваньской АЭС или хотя бы продать восточному соседу еще 10 самолетов Ту-204. В отсутствие договоренностей в «большой экономике» на первый план вышли вопросы изучения в Китае русского языка и помощи нашим бизнесменам в валютных расчетах с китайскими коллегами. Политических проблем в отношениях между Россией и Китаем нет, настаивали перед визитом Фрадкова китайские власти. «Границу на востоке делимитировали, совместные учения провели – отношения достигли небывалого в истории уровня», - замечал глава Всекитайского собрания народных представителей Вэнь Цзябао. Российская сторона эту уверенность не вполне разделяла. Политических проблем нет, зато растут экономические, основная из которых – перекос товарооборота в невыгодную для России сторону. Сегодня большая часть российского экспорта в Китай приходится на энергоносители (примерно 40% всех поставок), древесину (в основном круглый необработанный лес), металлы и удобрения. Доля же поставок машин и оборудования снижается: в 1998 году она составляла 25% экспорта, сейчас - 2,6%. Китай же, наоборот, наращивает долю машин и оборудования (включая автомобили) в экспорте в Россию: сегодня она уже достигла примерно 20%. Печальные показатели во многом объясняются тем, что Россия закончила поставки в рамках строительства двух энергоблоков Тяньваньской АЭС и пока не получила новых заказов. В Белом доме полагают, что дело здесь не только в том, что наши компании неконкурентоспособны на китайском рынке, а еще и в том, что до сих пор даже такие гиганты, как «Росатомстрой» или "Интер РАО ЕЭС", не имели за спиной мощной государственной поддержки, и заявляют о намерении переломить ситуацию. «Поддержка машиностроительного экспорта – задача всей нашей экономики», - официально объявил в Китае премьер Михаил Фрадков. А значит, если потребуется, правительство готово рекламировать наши компании на самом высоком уровне – так, как это делал во время недавнего визита в США глава Минпромэнерго Виктор Христенко. «С Китаем надо работать на серьезном уровне – не ниже премьера, - полагает Фрадков, - потому что у китайцев – жесткая система, в которой решение тоже принимается на самом высоком уровне». С рекламой отечественного машиностроения премьер в Китае даже несколько переборщил. «Мы, например, готовы все АЭС построить здесь, и тепловые - тоже», - заявил он несколько оторопевшим китайским визави. И хотя Фрадков позже лично признал, что «мы, конечно, не сможем построить все 30 реакторов, которые Китай планирует построить в ближайшие сорок лет», его заявление следует считать заявкой как минимум на достройку третьего и четвертого блока Тайваньской АЭС. Правда, в ответ на это заявление глава Всекитайского собрания народных представителей Вэнь Цзябао все-таки предложил России экспортировать то, в чем она «имеет явные преимущества», то есть энергоносители и дешевую электроэнергию. Китай предлагает России увеличить поставки электроэнергии с нынешних 360 млн. кВт/ч хотя бы до 2 млрд. кВт/ч в год и построить для этого линию электропередачи из Амурской области в северную провинцию Хэйлунцзян. Вообще же китайские власти заявляли о том, что к 2008 году готовы покупать у России до 15-18 млрд. кВт/ч в год. Второй проект, интересующий наших соседей, - давно обсуждаемое строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан с возможным ответвлением от Сковородино на Китай. Однако российская сторона явно не желает давать какие-либо конкретные обещания через подписание межправительственных соглашений (на чем настаивает Китай) ни по нефтепроводу, ни по энергетике. Формально в Минпромэнерго и Белом доме ссылаются на то, что вопрос о строительстве нефтепровода и ЛЭП находится на проработке в соответствующих компаниях ("Транснефть" и "Интер РАО ЕЭС"), которые еще не сделали ТЭО проектов и расчет стоимости. Однако неофициально чиновники признают, что вопрос увязан с тендером по третьему и четвертому блокам Тайваньской АЭС. Не дала китайская сторона и конкретного ответа на предложение России продолжить у нее закупки модернизированных самолетов Ту-204-120СЕ. Напомним, что Россия хотела бы воспользоваться опционом на поставку еще десяти грузовых самолетов в придачу к пяти, которые будут поставлены в 2006-2007 годах. В отсутствие конкретных договоренностей в «большой экономике» Михаилу Фрадкову в ходе визита пришлось поставить на первый план вопросы изучения русского языка и помощь нашим бизнесменам в валютных расчетах с китайскими коллегами. Стороны договорились создать российско-китайский фонд стипендий, который позволит увеличить число бесплатно обучающихся за государственный счет китайскому и русскому языку в двух странах. За 2002-2003 годы, напомним, на учебу в российские вузы приехали около 4 тысяч китайских студентов, а более 3 тысяч учатся русскому языку в 60 вузах у себя на родине. Во втором же вопросе «челнокам» и мелким предпринимателям обещали помочь Внешторгбанк и подписавшая с ним соглашение о сотрудничестве китайская платежная система China UnionPay, аналогичная Visa и MasterCard. «Около 900 тысяч россиян ежегодно посещают Китай, 1,5 миллиона китайцев – Россию», - заметил по поводу подписанного соглашения глава ВТБ Андрей Костин. Все они – и «челноки», и туристы - либо везут с собой наличную валюту, что опасно, либо пользуются пластиковыми картами различных платежных систем. «Но ни Visa, ни MasterCard не конвертируют напрямую рубли в юани: это делается только через доллар или евро», - сетует глава ВТБ. С карты же China UnionPay вскоре можно будет снять наличные рубли в любом банкомате Внешторгбанка. «Визой» вы, конечно, сможете расплатиться в люксовых магазинах, но в какой-нибудь бане ее точно не примут», - рекламирует новый сервис Костин. <--source-->Светлана Бороздина <--source-->Газета.Gzt.Ru
Фрадков помог лишь "челнокам" и студентам