Впервые за последние десять лет отечественное сельхозмашиностроение получило шанс переломить неприятную тенденцию преобладания на отечественном рынке зарубежной техники. по данным союзагромаша, в первом полугодии этого года в россии произведено свыше 5000 тракторов и 5000 комбайнов, в том числе 4667 - зерноуборочных и 337 -кормоуборочных. лидер - ростовский комбайновый завод - соответственно з118 и 260 единиц. при сохранении этих тенденций к концу года в россии прогнозируется рост производства комбайнов на 25-30, тракторов - на 15-25, навесного оборудования - на 10-i5 процентов. <--subtitle-->Техника просит кредита Страда в большинстве регионов окончена, и аграрии оценивают урожаи этого года, а российские производители уборочной техники уже начали готовиться к следующей уборочной кампании. "Ростсельмаш" планирует поставку 70-100 "Донов" хозяйствам Чеченской Республики. Параллельно с этим ростовчане пытаются возобновить поставки техники в бывшие союзные республики: правительство Кыргызстана запланировало обновление парка сельхозмашин от российских производителей при помощи кредитных программ. Со следующего года киргизские механизаторы ежегодно смогут обновлять комбайновый парк на 100-150 единиц современной уборочной техники, что в несколько раз больше сегодняшних показателей. Помимо киргизского проекта, "Ростсельмаш" намерен провести серию переговоров о реализации кредитных программ с представителями банковского сектора Азербайджана, Армении и Узбекистана, а это шанс для российской техники вернуться на утраченные ранее позиции. Тем не менее, радоваться сиюминутным успехам российским машиностроителям не стоит. Пока россияне примериваются к рынкам стран СНГ, немецкие и американские импортеры успешно находят все новые схемы для экспансии на российский рынок: занижают таможенную стоимость на импортируемую технику и получают субсидии от своих стран на ввоз сельхозтехники в Россию. По словам президента Союзагромаша Константина Бабкина, сегодня созданы такие условия, когда ввозить технику в Россию выгоднее, нежели ее производить здесь. И, по прогнозам пессимистов, если власти уже в ближайшее время не примут адекватные меры по поддержке российских производителей, то в 2006 году импортная техника будет составлять 60 процентов на внутреннем рынке, а в 2007 - уже 70. В первую очередь комбайно- и тракторостроители ждут от федерального правительства развития системы льготного кредитования на обновление парка техники. - Развитие отечественного сельхозмашиностроения является важной задачей для российского правительства, - заявил председатель думского комитета по аграрным вопросам Геннадий Кулик на выставке "Российские сельхозмашины и тракторы: прогрессивные технологии и разработки". - Отечественные производители сейчас выпускают весь спектр оборудования, необходимого нашим крестьянам, недорогую и качественную технику, которая по соотношению "цена-качество" способна успешно конкурировать с западными аналогами, как это происходит в странах СНГ. Мы хотим, чтобы новые и эффективные машины реализовывались российским крестьянам по льготным кредитам. На эти цели в проекте бюджета 2006 года запланировано 13, 8 миллиарда рублей, то есть вдвое больше, чем было предусмотрено в бюджете текущего года. Пока же почти все предприятия Алтайского края, выпускающие машины и оборудование для сельского хозяйства, в текущем году столкнулись с проблемой сбыта продукции. Это вызвано не отсутствием спроса (он, наоборот, растет! ), а, главным образом, отсутствием у сельских производителей оборотных средств. На ситуацию влияет и изменение структуры спроса - крупные аграрные холдинги, где выстроена единая цепочка от производителя сырья до переработчика, сегодня имеют возможность приобретать самую современную, надежную, и, соответственно, дорогостоящую технику. И здесь, к сожалению, выбор далеко не в пользу сибирских машиностроителей. Сегодня едва ли не единственная работающая схема кредитования поставок техники российскому селянину - через "Россельхозбанк", при участии которого в сентябре для машиноиспытательной станции Ульяновской области приобретены 15 новых комбайнов и на следующий год запланирован кредит на покупку КАМАЗов-зерноперевозчиков. По аналогичной схеме укомплектован парк техники в ряде хозяйств Новосибирской области: в рамках пятилетней кредитной программы "Россельхозбанка" поставлены два десятка ростовских зерноуборочных комбайнов, а это крупнейшая партия новой уборочной техники в регион за последние несколько лет. <--subtitle-->Немцы идут на восток А пока российские фермеры ждут кредитов из федерального центра, на нашем рынке продолжают активную деятельность производители из дальнего зарубежья и СНГ. В начале октября Ростовскую область посещала делегация немецких производителей уборочной техники. На полях Кагальницкого района немцы продемонстрировали донским аграриям свои технические новинки и предложили несколько вариантов кредитования при помощи крупнейших финансовых структур Германии. Этот момент оказался определяющим для нескольких хозяйств Дона - в первый же день были подписаны пять контрактов на поставку техники. Замечено, что если лобовое проникновение зарубежной техники на российские поля и встречает активное противодействие со стороны глав ряда регионов, то производство импортных моделей техники в России удовлетворяет любого губернатора: мало кто откажется создать в регионе высокорентабельное предприятие, гарантирующее хорошие налоговые отчисления и решающее проблему занятости для сотен специалистов. Немецкий концерн Claas, начавший в 2003 году в Краснодарском крае с временных площадок для отверточной сборки своих комбайнов "Мега", этой весной открыл завод мощностью до одной тысячи машин в год. Запуск линии таких производительных комбайнов в самом высокоурожайном регионе страны - возможный трамплин для активной экспансии немцев на сельскохозяйственном юге страны. В дополнение к этому сибирские машиностроители отмечают, что и им трудно конкурировать с производителями сельхозтехники из Беларуси и Украины, которых поддерживают правительства за счет бюджетных дотаций и различных преференций, что дает возможность реализовывать продукцию по демпинговым ценам. Кроме того, зарубежные поставщики заботятся о высоком уровне послепродажного сервисного обслуживания. <--subtitle-->Момент истины По оценкам специалистов, парк техники большинства российских хозяйств, сформированный в перестроечное десятилетие, изрядно изношен и требует обновления в ближайшие год-два. Так, в относительно благополучном Алтайском крае лишь 38 процентов зерноуборочных комбайнов прошли технический осмотр, остальные комбайны-ветераны не прошли его "по возрасту". Аналогичные показатели и по другим регионам. Во многих субъектах федерации средний возраст сельхозтехники колеблется в пределах критической отметки - 10-12 лет. Кубанские рисоводы, собирающие в этом году рекордные урожаи, по словам губернатора Александра Ткачева, тоже остро нуждаются в дополнительной уборочной технике, и на следующий сезон краевая администрация планирует приобрести несколько десятков машин по лизинговым схемам. Итак, в следующие год-два для отечественных комбайностроителей наступит "момент истины": тот производитель, кто первым предложит крестьянину лучшие условия поставки, останется на российском рынке техники ближайшие 10-15 лет, пока не придет пора снова полностью обновлять парк. К сожалению, не все отечественные производители смогли удержать свои позиции перед решающей битвой за российского потребителя: ОАО "Красноярский завод комбайнов" - один из лидеров последних лет - зафиксировало резкое падение показателей сбыта продукции - на 34 процента по сравнению с прошлым годом. Ведущее предприятие сельхозмашиностроения Алтайского края - ОАО "Алттрак" - сегодня фактически банкрот. Выпуск тракторов здесь по сравнению с 2004 годом сократился почти на 60 процентов. Сумеют ли отечественные производители к следующему сезону восстановиться и поучаствовать в новом разделе рынка российской уборочной техники - покажет время. <--source-->Давыденко Вадим <--source-->Российская газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований
Заграничные комбайны могут нас перемолоть