Трансъевропейский транспортный коридор дополнится для России водным путем через Литовскую Республику для грузовых рейсов. Тянувшиеся два года дебаты об условиях железнодорожного транзита в балтийские порты закончились решением Министерства транспорта РФ выравнять с 1 января 2006 года транзитные тарифы. Одновременно с унификацией тарифов будет отменен так называемый понижающий коэффициент на транзитные перевозки ряда грузов в адрес российских портов. Эти меры узаконены соглашением, подписанным в Паланге на IV заседании российско-литовской межправительственной комиссии в рамках проекта "2К" (развитие российского Калининградского и литовского Клайпедского портов на взаимовыгодных условиях). В числе прочих договоренностей документ регламентирует упрощение таможенных процедур. В результате порты Клайпеды и Калининграда смогут поделить между собой грузопоток из стран СНГ в Европу. Проектом очень интересуется Евросоюз. Европе не нравится "морское" противостояние России и Литвы: они хотят, чтобы им были доступны все порты на Балтике. Правда, министр транспорта РФ Игорь Левитин отметил на заседании в Паланге, что стороны пока еще по-разному понимают проект "2К" и его значение: "Выравнивание тарифа поставит российские порты на Балтике в равные конкурентные условия с портами других стран. В будущем году мы запускаем линию Усть-Луга - Балтийск, и Клайпеда будет логическим звеном этой цепочки". Министр подчеркнул важность развития портов, адаптируя их к вступлению в ВТО". "Надо сохранить существующую систему транзитов", -подчеркнул на встрече министр иностранных дел Литвы Антанас Валенис. Текст многострадального соглашения был утвержден еще в июле, но из-за разногласий никак не подписывался.С литовской стороны не раз высказывались опасения, что проект "2К" позволит России контролировать транзит через Литву. Соглашение, подписанное в Паланге, дает возможность примирения. "Мы им (Клайпедскому порту. - "НГ") даем транзит, но не трогаем их белорусские грузы", - сказал Игорь Левитин. Транзит Клайпеды составил в прошлом году 33% всех грузов, из которых 20% - белорусские, а лишь 5% - российские. И открывшийся в июне этого года морской транзитный коридор через Калининград составил определенную конкуренцию Клайпеде, сдвинув переговоры с места. Строительство российских портов в Финском заливе может лишить порты Прибалтики части грузов. Республики СНГ выдвигают свои требования. Впрочем, не все требования СНГ приняты. "Тариф на транзит казахского зерна с 2006 года будет снижен на 10% с целью защиты российского производителя", - пояснили в Минтрансе. На вопрос "НГ", в чем же здесь "защита", чиновник пояснил, что Казахстан настаивал на 30-процентном понижении ставки: "Ведь могли бы понизить на 25%". Получается, главнее тарифов сохранение транспортной схемы и ее модернизация с учетом интересов всех сторон. "Важно, чтобы Калининград и Клайпеда были конкурентоспособными по отношению к портам третьих стран при вступлении в ВТО", - пояснил в интервью "НГ" гендиректор Клайпедского порта Сигитас Добилинскас. <--source-->Тихомирова Елена <--source-->Независимая газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований
Тарифы оказались не так важны