До 8% грузов, прибывающих в Москву, следуют транзитом. Здесь большая их часть проходит таможенное оформление, сортируется на распределительных центрах и перегружается с одного вида транспорта на другой. В инфраструктуре не обходится без казусов: крупные железнодорожные станции находятся в центре города, куда запрещен доступ грузовикам, которые должны доставить груз получателю. По словам менеджера по развитию группы компаний "Армадилло" Анны Клинсковой, грузопоток, прибывающий в Москву автомобильным транспортом, можно оценить в 55% от общего грузопотока. Из-за границы на автомобилях доставляются продукты, электроника, бытовая техника, мебель, одежда, обувь, уточняет генеральный директор транспортно-экспедиционной компании "Паллий" Александр Мартынюк. По его словам, грузы поступают по четырем направлениям: по Можайскому и Новорижскому шоссе из центральной Европы, по Лениградскому шоссе - из Скандинавии, по Киевскому и частично по Симферопольскому шоссе - с Украины и из юго-восточной Европы (Венгрии, Турции и т. д.). Чтобы пройти таможенное оформление, грузы следуют на один из нескольких десятков складов временного хранения (СВХ), расположенных в основном за чертой города. По оценке Клинсковой, только для 20% грузов пункт назначения - Москва. Остальное - транзитные грузы, из которых чуть больше половины проходят в столице конечное таможенное оформление, а на остальные оформляется транзитный режим. В то время как перевозчики заинтересованы в том, чтобы вывести транзитные потоки из Москвы, столичные таможни стремятся к тому, чтобы как можно больше грузов проходило оформление на ее территории - таким образом увеличиваются сборы, говорит Клинскова. При этом, отмечает она, на московских таможнях процедура оформления транзита непростая и бюрократичная. Кроме того, чтобы везти транзитный груз в регион, перевозчику необходима специальная лицензия, которая есть у немногих транспортных компаний. В то же время, по мнению Мартынюка из "Паллия", большое количество транзитных грузов в Москве обусловлено тем, что транспортировка импортного груза напрямую в регион стоит дороже, как это ни парадоксально, чем с перегрузкой на другую машину в Москве. "Водитель из Латвии или Белоруссии, который везет товар из Европы, не сможет взять в регионе груз на весь обратный путь, чтобы компенсировать расходы", - говорит Мартынюк. В то же время, если в Москве передать груз российскому водителю, он не поедет в обратный рейс порожняком и сможет в пункте назначения взять груз на Москву. Поэтому услуги водителя в первом случае стоят почти в полтора раза дороже, чем во втором, говорит Мартынюк. По словам генерального директора консалтинговой компании "КИА центр" Николая Титюхина, многие дистрибуторы товаров сегодня обладают в Москве развитой инфраструктурой и распределительными центрами, что тоже привлекает транзитные потоки в Москву. Таможня одобряет эту схему - так ей проще контролировать поток импортных грузов, говорит он. Как отмечает Клинскова, поток грузов из регионов в Москву значительно меньше, чем в обратную сторону, что сказывается на цене перевозки. По ее мнению, пока грузопотоки не удастся сбалансировать, стоимость перевозки останется достаточно высокой. По словам Мартынюка, из регионов в Москву приходит сырье - химическое, металлы, стройматериалы, бумага, картон, дерево, а также продукты питания, мебель, паркет. Соотношение импортных грузов и грузов из регионов составляет приблизительно один к одному, считает он. На экспорт идет очень небольшое количество грузов: в частности, поролон, гипсокартон, шкуры крупного рогатого скота, станки. По словам начальника управления мультимодальных перевозок группы компаний "Армадилло" Юрия Минакова, сегодня пропускная способность московских колец - МКАД, Третьего транспортного и Садового - составляет 50-60% от необходимого грузоперевозчикам уровня. Расчетная скорость движения внутри Садового кольца - 15 км/ч, от Садового до МКАД - 20-22 км/ч, по МКАД - 40 км/ч, говорит он. Проблемными местами являются практически все въезды в Москву, ситуация на которых дополнительно усложняется сужением проезжей части перед постами ГАИ. По мнению Мартынюка, наиболее трудная московская трасса - шоссе Энтузиастов, переходящее в Горьковское шоссе. Минаков отмечает, что перевозчики уже сегодня стараются объезжать город по первому или второму бетонным кольцам. <--subtitle-->Дешево, но с перетряской По оценке Анны Клинсковой из "Армадилло", около 40% грузопотока, прибывающего в Москву, приходится на железную дорогу. Как сообщили в пресс-службе МЖД, ежедневно в Москву прибывает до 1500 вагонов и столько же отправляется из Москвы. 20% из них содержат транзитные грузы. Большую часть прибывающих грузов - 60% - составляют строительные материалы, остальное приходится на промышленные товары, продукты, сборные грузы, нефтепродукты и химикаты. Из Москвы отправляются промышленные товары (40%), а также продукты, сборные грузы, металл и оборудование. При этом железная дорога, в отличие от автотранспорта, в меньшей степени обеспечивает сохранность груза (здесь сильнее тряска и больше количество перегрузок). Из-за этого на железной дороге ниже доля грузов высокой стоимости. В основном транспортировка железнодорожным транспортом используется на более дальних расстояниях: автомобильный транспорт, по словам Клинсковой, на плечах более 4 тыс. км неэффективен. Большее количество дешевых грузов на железной дороге обусловлено низкой стоимостью транспортировки. По словам Александра Мартынюка из "Паллия", расценки на транспортировку груза по железной дороге в целом в два раза ниже, чем автомобильным транспортом. Например, аренда крытого вагона (64 т) из Москвы в Мурманск стоит столько же, сколько фрахт тентованной фуры (20 т) - 40 тыс. руб. При станционных расходах около 10-15 тыс. руб. транспортировка будет стоить в пересчете на тонну груза на автомобиле 2 тыс. руб., а в вагоне - 1 тыс. руб. Другое дело, что по железной дороге груз в общем случае будет идти дольше. Однако существуют и скрытые платежи. "Многие отказываются от работы с железной дорогой, потому что там нужно давать взятки, вплоть до того, чтобы маневровый тепловоз вовремя подал вагоны", - поясняет сотрудник экспедиционной компании, пожелавший остаться неназванным. Он отмечает, что железная дорога зарабатывает на транспортировке больших объемов груза и работа с повагонными отправками ей малоинтересна: поэтому так низок и уровень сервиса. <--subtitle-->Недоступные станции перевалки Как сообщили в МЖД, сегодня в черте Москвы расположено 36 грузовых станций, из них девять работают с контейнерами, 20 предоставляют складские услуги, 12 работают с тяжеловесными и длинномерными грузами. 25 станций предоставляют возможность отправить один вагон или еще более мелкую партию груза, на 13 есть инфраструктура для выгрузки сыпучих грузов, десять станций являются универсальными - на них присутствует весь спектр операций. Наиболее крупные контейнерные площадки - Павелецкая-товарная, Рижская-товарная, Москва-2 Митьково (в районе трех вокзалов), Казанская-товарная - находятся на расстоянии 4-6 км от нулевого километра, говорит Николай Титюхин из "КИА центра". При том что въезд днем в пределы Третьего транспортного кольца автомобилей грузоподъемностью более 1 т запрещен, для разгрузки и погрузки на эти площадки приезжают большегрузные автомобили, которые потом вынуждены перемещаться по Садовому и Третьему транспортному кольцам. Ночью, когда запрет на въезд не действует, эти площадки не работают, говорит Мартынюк. В департаменте транспорта и связи Москвы признались, что на сегодняшний день город не предусматривает никакой программы по выводу контейнерных площадок и товарных станций из центра Москвы. Поэтому запрет въезда в центр грузовиков так и остался на бумаге - все, кто работает с товарными станциями, получает (или покупает) эти пропуска. И это отрицательно сказывается на скорости движения в Москве, по сути дела запрет не достиг своей цели - разгрузить столичные улицы. Положение с пробками, безусловно, не удовлетворяет и транспортников. Поэтому, по словам Мартынюка, экспедиторы предпочитают работать со станциями, расположенными на окраине или даже за пределами Москвы: там меньше грузопоток и ниже расценки. <--subtitle-->Ноутбуки почтой По оценке Клинсковой, на авиацию приходится примерно 5% грузопотока, прибывающего в Москву. Однако при оценке стоимости грузов доля авиатранспорта вырастает до 15%. В основном самолетом доставляются дорогие грузы: ноутбуки, мобильные телефоны и т. д. Кроме того, авиатранспорт перевозит скоропортящиеся грузы и требующие соблюдения температурного режима: цветы, вакцины, фармацевтику, косметику. По воздуху приходят в Москву запчасти для автомобилей и для производственных машин, если простой оборудования стоит дороже, чем авиатранспортировка. Самолетом обычно транспортируется и почта. По оценкам самих аэропортов, около 40% грузов и почты обслуживается регулярными пассажирскими рейсами, а остальные 60% обеспечиваются грузовыми авиакомпаниями. В основном московские аэропорты обслуживают транзитные грузы. Так, например, на линии Франкфурт-на-Майне- Москва-Сеул только 10% грузов предназначены для России, в обратном направлении 75% грузов оседает в Москве, и самолет загружается экспортируемыми товарами. А вот грузоперевозки между Москвой и российскими регионами (без учета грузоперевозок на пассажирских рейсах) осуществляются в основном чартерными рейсами и в общем объеме грузопотока московского авиаузла (МАУ) составляют около 5%. В 2004 году через аэропорты МАУ прошло более 360 тыс. т грузов и почты. Лидером стал Домодедово, на который пришлось 52% грузооборота МАУ - около 190 тыс. т грузов и почты. Аэропорт Шереметьево с показателем 152 тыс. т стал вторым. А доля Внуково едва превысила 5% (около 20 тыс. т). В этом году из Шереметьева во Внуково перевела свои грузовые рейсы четвертая по объемам перевозимых грузов авиакомпания страны - "Атлант-союз". В 2004 году она перевезла около 53 тыс. т грузов и почты. Но, несмотря на потерю "Атлант-союза", аэропорт Шереметьево наверняка приблизится в этом году к показателям Домодедова. В августе грузовая авиакомпания "Волга-Днепр" перевела все свои рейсы в Шереметьево (ранее она пользовалась и Шереметьево, и Домодедово). В прошлом году эта авиакомпания, которая считается мировым лидером рынка чартерных перевозок негабаритных и сверхтяжелых грузов самолетами Ан-124 "Руслан", начала осваивать сегмент регулярных грузовых перевозок на Boeing 747 по направлению Европа-Азия с промежуточной посадкой в Москве. Теперь Шереметьево ежедневно обслуживает два-три грузовых рейса "Волга-Днепр" Франкфурт-на-Майне-Москва-Шанхай. По схожей схеме работает в Шереметьеве и грузовой департамент национального перевозчика - "Аэрофлот-Карго", осуществляющий четыре-шесть рейсов в день. Домодедово, уже имеющий в распоряжении комплекс, способный обрабатывать до 800 т грузов, и 12, 7 тыс.кв.м складских помещений, планирует дальнейшее развитие грузового терминала. В частности, как сообщили в пресс-службе "Истлайна", будет построена третья очередь комплекса площадью более 5 тыс. кв. м, а также будут реконструированы зоны приема и выдачи с вводом в эксплуатацию линии для обработки контейнеров и паллет. <--subtitle-->Стройматериалы плывут по реке Перевозки грузов по воде одни из самых дешевых. Речные грузовые перевозки из Москвы в регионы обеспечивают Северный, Южный и Западный речные порты. За восемь месяцев 2005 года по водным путям Московской области (канал им. Москвы и Москворецкая система) было перевезено 8, 1 млн. т грузов. В Северном порту, который находится на левом берегу Химкинского водохранилища в черте Москвы и в Дмитрове Московской области, так же как и в Южном, "переваливаются" в основном продукты питания, лес, уголь, бумага и строительные материалы. Западный порт в Филях специализируется на переработке минерально-строительных грузов (песка, гравия, щебня) и является единственным каналом поставок этих материалов на стройплощадки "Москва-Сити", а также других объектов столицы. Не исключено, что в дальнейшем Западный порт станет структурной единицей "Москва-Сити". К концу 2007 года здесь намечено построить новые таможенный и оптовый терминалы, а также крупный логистический центр. *** В то время как перевозчики заинтересованы в том, чтобы вывести транзитные потоки из Москвы, столичные таможни стремятся к тому, чтобы как можно больше грузов проходило оформление на ее территории - таким образом увеличиваются сборы <--source-->Карулина Юлия <--source-->Бизнес <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований
Москва перевалочная